Продолжение 3
Война на Лепельщине окончилась. Нужно было возвращаться в город и как-то обустраиваться в мирное время. Но мама всё не решалась пойти в Лепель - боялась шастающих по лесам, дорогам и деревням недобитых гитлеровцев. Сдаваться они не осмеливались и, случалось, в лесу умирали от голода, о чём свидетельствовали измождённые трупы.
Всё же спустя неделю мама решилась на переход. Пришла домой, а там детский сад обустраивают. Довоенный сосед сообщил, что всё наше имущество присвоил полицай Симако, и оно исчезло вместе с ним. Пришлось заживаться с нуля, без денег, продовольствия, одежды. Единственное спасение от голодной смерти мы видели в работе мамы. Как на ту беду, довоенная артель «Прогресс» не восстановилась. Но нам повезло - маму взяли закройщицей в комбинат бытового обслуживания. Не только кроила да шила одежду, но и учила деревенских девушек портняжить.
Осенью 1944 года я пошла в седьмой класс белорусской школы №1. Наш класс находился на втором этаже. Из трёх окон одно было со стеклом, второе - наполовину застеклено, третье - забито досками. В чернильницах замерзало чернило. За дырявой стеной учился параллельный седьмой класс, так мы через щели записки передавали друг другу. Пройдёт, например, у них контрольная по математике, а у нас её только теперь проводят. Тогда от них с задней парты шпаргалки с готовыми ответами нам просовывают, а у нас «камчатка» (так называлась последняя парта) их ловит и всем впередисидящим передаёт.
Я очень обрадовалась, что у нас будет преподавать Славецкая Екатерина Петровна, которая учила меня с четвёртого по шестой класс. А среди учеников были евреи, которые уцелели во время войны. В нашем классе учился Моисей Лурье. Впервые увидела его Екатерина Петровна и искренне обрадовалась:
- Ой, Мома, и ты здесь! А где вы были.
И начал он рассказывать, что семья находилась в эвакуации то ли в Туркмении, то ли в Узбекистане.
Потом явился Залман Шарф. Снова учительница радуется:
- Ай, Зяма, а откуда ты вернулся?
Спустя много лет я с умилением вспоминаю отсутствие в школе даже малейших признаков расовой неприязни.
Окончила семь классов и стала учиться в педучилище. А там давали бесплатный обед. Это было наивысшим стимулом к добросовестной учёбе. Уму было непостижимо, как так: бесплатно учат, кормят, да ещё стипендию дают. Такое возможно только в процветающей стране Советов! И не просто чай с куском хлеба давали, а ещё суп гороховый, который студенты сто лет не едали, кашу, которую со времени окончания войны многие не видали.
Училась я хорошо, на одни пятёрки. Занималась спортом, побеждала в спартакиадах, участвовала в художественной самодеятельности. Меня избрали секретарём комсомольской организации педучилища. После его окончания сразу взяли на работу в райком комсомола. Это меня уберегло от распределения в Западную Беларусь.
Дальше учиться решила заочно. Поехала в пединститут, без всякой подготовки успешно сдала экзамены и была зачислена на филфак. Год и три месяца отработала в комсомоле. Работа эта мне не очень нравилась. В 49-м году открылась СШ №2 и её директор Устинов сагитировал меня перейти в его учебное заведение. Учеников было уйма - по шесть параллельных классов собиралось, от «а» до «е», по 40 человек в группу зачисляли, в классном журнале фамилии не помещались, так их внизу дописывали. Так молодёжь хотела учиться. Пешком ходили на занятия из обоих Полсвижей, Старого Лепеля, Юрковщины, Боровно, Лутища… Поскольку старшие классы занимались во вторую смену, ученики ожидали друг друга, чтобы большой группой идти в одну сторону. Таким образом остерегались нападения одичавших немецких собак, волков.
Преподавательскую деятельность закончила в 1990 году. За время работы имею множество наград и поощрений.
Записано в 2013 году.
![]() НРАВИТСЯ |
![]() СУПЕР |
![]() ХА-ХА |
![]() УХ ТЫ! |
![]() СОЧУВСТВУЮ |