Сведения об авторе смотреть здесь.
(Продолжение. Начало смотреть здесь.)
В 1943 году в деревнях партизанской зоны упрочилось двоевластие. Партизаны совершали рейды на железные дороги, громили окружающие гарнизоны, а небольшие группы, оставленные для защиты деревень от оккупантов, при появлении бронетехники и вооружённых до зубов каминцев или регулярных немецких подразделений предупреждали население о наступлении врага, и сельчане исчезали в лесах и болотах. Вот так и получилось, что днём в весях хозяйничают немцы и каминцы, а ночью – партизаны.
Многие семьи вообще построили шалаши и почти весь день дети и старики проводили в лесу. Там было тихо и спокойно. Вот только сильно досаждали комары и иные насекомые, потому дети бегали с покусанными лицами.
А фронт не двигался. Партизаны говорили, что немцы много техники и войск сложили на Орловско-Курской дуге, немало потерь битва принесла и Красной армии, вот и набираются наши сил, чтобы начать наступление.
Ещё в начале осени, а точнее – в средине сентября, комбрига Фёдора Фомича Дубровского вызвали в Москву.
Вылетал он из аэродрома Ушачей, а через неделю возвратился самолётом в Валову Гору, где в то время находился штаб возглавляемой им бригады «Дубова».
Возвратился Дубровский очень сосредоточенным, как говорил дед Юзик Шуневич.
Одетым в кожаное пальто комбриг смотрелся сказочным силачом. Казалось, что собой он заполнил всю большую половину нашей хаты.
На следующий день Дубровский вызвал в штаб Ивана Гордионка и долго с ним о чём-то вёл разговор. Оба не обращали внимания на возню детей за печкой.
А предводитель валовогорской детворы Женька Драгун сообщила нам, что Фомичу в Москве дали звание генерала, и теперь наш генерал важнее всех генералов в мире.
Однако Валёшка, младший сын деда Юзика, заверил нашу компанию, что Фомич не настоящий генерал: у настоящего генерала шапка с большой звездой и золотыми дубовыми ветками.
- А яшчэ ў сапраўдных генералаў на штанах чырвоныя лампасы і на плячах залатыя пагоны з зоркамі, - уверенно утверждал Валёшка. – Цяпер увогуле ўсе вайскоўцы будуць насіць пагоны. Мне сам брат Фрэдзя казаў, што чуў гэта ад Казлоўскага Яські, а той не змоніць.
Женька обиделась и оставила нашу компанию, а я вечером спросил у матери, правда ли, что Фомич ненастоящий генерал.
Мама ответила, чтобы я не повторял всякие глупости, поскольку быть генералом – не обязательно носить погоны, надо, чтобы голова была на плечах.
- Так што спі спакойна, Толічак.
С утра я побежал собирать нашу компашку, чтобы сообщить им важную новость: Фомич – настоящий генерал, это сказала моя мама, а она пользовалась огромным авторитетом не только у валовогорской детворы, но и у взрослых валовогорцев.
Вот так формировалось мнение о предводителях партизанского движения и вообще обо всех суровых лесных воинах Лепельской партизанской зоны среди моих друзей и большинства валовогорцев.
(Продолжение следует.)
НРАВИТСЯ 8 |
СУПЕР 1 |
ХА-ХА |
УХ ТЫ! |
СОЧУВСТВУЮ |
Дзед Блукач, сёння хто гаспадар хаты-штаба?
Марцiн , не ведаю. Мне Шуневіч паказаў штаб з дамбы, а я яго сфоткаў. Патэлефаную і спытаю.
Марцiн , цікавая звестка ад Шуневіча. Ухаце-штабе жылі Драгуны: гаспадар Лотька памёр ад голаду ў канцлагеры прызыўнікоў у докшыцкім Беразіне. Яго дачка Жэнька, завадатарка валавагорскай дзятвы, загінула ў аўтааварыі ў 1956 годзе. Цяпер хата пустуе, і ёй ніхто не займаецца. А магла б стаць музеем, і Валова Гара тады б ператварылася ў Нью-Васюкі.
Валадар Шушкевич,
Не, з Н’ю-Васюкамі прыйдзецца пачакаць. Турыстаў агіткамі з падручніка не заманіш. А казаць праўду аб тутэйшай партызанцы не рызыкне ні водзін гід. Я надоечы паслухаў аб чым трындзяць гіды у Полацку :( Дзіўлюся, што там дасюль няма помнікаў Івану №4, Аляксею Міхаіловічу ці якому яшчэ. Надзіва ж прыемныя людзі, хоць і цары… .
Dzato_ichi, маеш рацыю.