Сведения об авторе смотреть здесь.
Появился в моём музее крестьянского быта сам пан Валацуга. Осматривает экспонаты. Останавливается возле висящей на стене деревянной утвари.
Восхищается:
- Якія дапатопныя ў цябе начоўкі!
- Пісаць пра іх будзеш? – спрашиваю.
- З тваёй падачы, - отвечает.
- Ты ж усё адно мой расповяд перакладзеш на рускую мову, - говорю. - А як напішаш слова “начоўкі”?
Задумался. І не нашёл точного перевода. Решили обратиться к “Беларуска-рускаму слоўніку”. Поставившее нас в тупик слово он переводит так: «начоўкі» ед. нет (для стирки) корыто».
- Як незразумела і непрыгожа, - вздыхаю. – А давай цяпер паглядзім трактоўку гэтага слова ў Тлумачальным слоўніку беларускай мовы “Скарнік”.
Открыли. Читаем: «начоўкі, -човак; адзіночны лік няма. Прадаўгаватая драўляная або металічная пасудзіна для мыцця бялізны і іншых гаспадарчых патрэб. Немаладая жанчына ў белай хусцінцы, нацягнутай на лоб, мыла штосьці ў начоўках. Хадкевіч. Тацяна пачала купаць Віктара. Хлапчук радасна плёскаўся ў начоўках і смяяўся. Шамякін. У маленькіх начоўках ляжалі два ладныя язі і залацісты, тоўсты лінь. Ваданосаў».
Валацуга согласился, что даже в толковом словаре не все примеры применения начовак приведены. Из них кормили свиней, кур, иную домашнюю живность, готовили тесто, салаты для больших застолий типа свадеб. Даже себе еду накладывали, если семья большая. Есть в музее и миниатюрные начоўкі для такой цели. Сейчас для осознания их размера положу рядом шлём Валацуги.
Хорошая тарелка для бедной многодетной семьи, не имеющей возможности купить большую миску.
Блин, Валацуга, заставил меня вынести для фотосессии большую часть моих коллекционных начовак.
Теперь требует показать те, которые имеют отличительные особенности. Чем бы дитя не тешилось… Но придётся, поскольку не отстанет. Пожалуй, начну с недоделанного сосуда (думаю, можно оным называть начоўкі всех мастей, ведь предназначение их то же, что и ведра, тазика, стиральной ванны).
А недоделанным его считаю потому, что не отшлифованы следы от тесла – это инструмент такой, предназначенный для вырубки углублений в деревянных изделиях.
Теперь очередь за заезженным сосудом, т.е. слишком долго используемым - до дыр, очевидно, свиньями прогрызенных.
Несмотря на непригодность, дырявая вещь не выброшена хозяином то ли по причине ценимой принесённой пользы, то ли невозможности изготовить новую из-за отсутствия самого хозяина… В общем по-мастерски начоўкі починены путём наложения аккуратных заплаток.
А вот сии начоўкі так же отслужили своё, после были заменены на новые, поэтому приставлены к глухой стенке и забыты.
За долгое стояние под открытым небом и разгулами стихий, соприкасающийся с землей край деревянного изделия сгнил. Зато ныне ему в музее чувствуется уютно, сухо.
Ну, вот и достаточно выпячивать особенности моих экспонатов из экспозиции «начоўкі». А теперь давай, Валацуга, помогай затащить вынесенные из музея раритеты обратно.
- І не забудзься ўключыць у мой расповяд начоўкі са сваёй калекцыі сямейных рэліквій! – крикнул я вслед уезжающему драндулету.
Ведь всякая на первый взгляд ненужная вещь из прошлого обязательно станет бесценной в будущем.
2023
![]() НРАВИТСЯ 10 |
![]() СУПЕР 1 |
![]() ХА-ХА |
![]() УХ ТЫ! |
![]() СОЧУВСТВУЮ |
Лучший комментарий
В Лепельском районе (в Глиннице) у бабушки с дедом была баня своя, по-черному, то есть без трубы – дым выходил в открытую дверь, а в предбаннике люк на чердак открыт: со стороны глядишь - как-будто крыша дымит. Ходить в баню - целый ритуал. Идут мужики (я, брат, отец, дед). Сначала, «прогреваемся», потом паримся (когда же можно наконец выйти в прохладный предбанник, а дед всё поддаёт пару). Потом сидим в предбаннике, остываем. Дед сигарету закурит и в свете оконца стоят витиеватые клубы дыма. После парилки я со следами сажи и если похлопать руками по бокам, то как-будто скелет такой (следы от мокрых пальцев с сажей как "кости") – ну как Кощей Бессмертный в исполнении Георгия Милляра…
Потом электрический удлинитель, привезённый из Глинницы, долго ещё пах копчёным банным дымком, напоминая о бане по-чёрному и детских воспоминаниях о тех, кто «любили тебя без особых причин, за то что ты внук…».
Не напісана пра самае галоўнае -- з якога дрэва выраблялі начоўкі.
Марцiн , правільная заўвага. Нават і не падумаў над тым задумацца - інтэрв?ю правёў галопам. Адрасоўваю пытанне Васілю Шкіндзеру - няхай дадасць. Памятаю, як у дзяцінстве па дарозе на верацяю Ваўчынка стаяў пень таўшчэзнай сасны. баба Анэта мне тлумачыла, што гэта верабскі рыбак Мікола Азаронак спілаваў дрэва на дубіцу - сплаўное судна накшталт лодкі, але выдзеўбанае з тоўстага ствала. Паводле бабінага тлумачэння, Мікола выдзёўбваў дубіцу з сасны. А дубіца дужа падобная да начовак. Дый логіка ў выбары зыходнага матэрыялу ёсць - дрэва смаловае, кепска паддаецца гніенню.
Марцiн , звязаўся са Шкіндзерам па Вацапе. Ён пацвердзіў маё меркаванне. Аднак начоўкі, што прызначаліся для захоўвання прадуктаў харчавання і ў якасці посуду для ежы, вырабляліся з ліпы, бо атрымліваліся лёгкімі, а таму зручнымі ў выкарыстанні. Прымянялася і асіна. Таксама лагічна: смаловыя начоўкі з сасны будуць патыхаць смалой, а свінні таго не заўважаць - гэта калі для іх сталавання меркавалася пасудзіна.
А у меня слово "начоўкi" ассоциируется со стихотворением Кондрата Крапивы "Будуйце лазнi", написанное ещё в 20-х годах уже прошшлого столетия, про то как "ад Барысава да Слуцка (аж прызнацца нейк нялоўка) ўсе прывыклі не па-людску сяк-так боўтацца ў начоўках".
Как ни странно - на западной Беларуси (даже ещё ближе - начиная с Минской области) не было частных бань. По крайней мере по моим наблюдениям - у тех кого знаю и спрашивал. И сейчас когда делают бани там - они какие-то не такие - душ и парилка по европейскому стандарту - что-то типа сауны в миниатюре, а не привычная русская баня. Или ещё интересней - баня по-чёрному.
Виктор Ленчевский, ты разшевелил такую тему. Не все наверное знают довольно таки давненько в центральной России не было бань. Не в смысле, что мылись в речке " а зимой, а сколько той зимы то" шутка. Строили а точнее складывали огромные печи с большими топками, и после приготовления пищи, и еды скотине, внутри все вымывалось и в топке спокойно помещались два мужика с тазиками, еще и вениками парились. В восьмидесятых я работал на "Арсенале" и к нам любил заходить "тверской" мужичок, он всегда был звездой курилки, вот он рассказывал:
- Я был мальчонка малый еще, и вот меня однажды вытаскивают из бани-печи, а у меня эрекция, писюн такой знатный "стоячок" выдал. Бабушка увидела и говорит: - Ой плохая примета. И как в воду смотрела. Назавтра война началась.
Мы ползали по полу курилки, давились смехом. Но это доказывает, что даже в сороковых годах в центральной России не было бань.
Виктор Ленчевский, усё так. Блукачыха родам з малой вёскі Цна Лунінецкага раёну Брэсцкай вобласці. Малая - гэта таму, што ў 70-х гадах налічвала паўтысячы двароў. І ніводнай лазні. Мыліся ў рацэ Цна або ў цынкавых тазах дыяметрам каля метру. У мяне пра тое ёсць мемуар "Как мылись" https://blukach.by/post/1565
А лазня па-чорнаму была ў нас у Гадзіўлі. Яна добра бачна на апошніх застаўных здымках да дзённікаў Ганны Сярогінай.
Терентий, што казаць пра цэнтральную Расею 40-х гадоў, калі я прывёў такі ж прыклад пра паўднёвую Беларусь 70-х.
Уроженец Гадивли Владимир Шушкевич пишет из Москвы:
Валодзя, прывітанне! Про начоўкі или корыто у меня тоже есть детские воспоминания. У нас на смолзаводе была баня, ты, конечно, помнишь. Из Гадивли многие приходили мыться - и мужики, и женщины. Так вот, в бане были начоўкі. Я брал их, спускал в Эссу и плавал. Сейчас сам удивляюсь, как мне это удавалось. Но ведь держали на воде. Видно, совсем малый был, лёгкий, а вместо вёсел у меня были две миски. Вот такой эпизод запомнился из детства.
Ураджэнец Гадзіўлі Уладзімір Шушкевіч адказвае з Лепеля Уладзіміру Шушкевічу ў Маскву:
Валодзя, прывітанне! Рады, што ты чытаеш мой блог аж у Маскве. Я таксама малы плаваў у Александрынінай канаве, аднак толькі ў цынкавай ванне. Дык яна мяне не трымала. Як толькі залезу, пачынала тануць і прызямлялася на дно. Добра, што было мелка - не глыбей, чым па пачатак ног.
В Лепельском районе (в Глиннице) у бабушки с дедом была баня своя, по-черному, то есть без трубы – дым выходил в открытую дверь, а в предбаннике люк на чердак открыт: со стороны глядишь - как-будто крыша дымит. Ходить в баню - целый ритуал. Идут мужики (я, брат, отец, дед). Сначала, «прогреваемся», потом паримся (когда же можно наконец выйти в прохладный предбанник, а дед всё поддаёт пару). Потом сидим в предбаннике, остываем. Дед сигарету закурит и в свете оконца стоят витиеватые клубы дыма. После парилки я со следами сажи и если похлопать руками по бокам, то как-будто скелет такой (следы от мокрых пальцев с сажей как "кости") – ну как Кощей Бессмертный в исполнении Георгия Милляра…
Потом электрический удлинитель, привезённый из Глинницы, долго ещё пах копчёным банным дымком, напоминая о бане по-чёрному и детских воспоминаниях о тех, кто «любили тебя без особых причин, за то что ты внук…».
Виктор Ленчевский, прыемна і настальгічна было чытаць твае ўспаміны аб глінніцкім маленстве. Яны ўкінулі мяне ў нашу гадзіўлянскую лазню па-чорнаму, і верабскую ўжо нармальную, з комінам, але калектыўную, якую тапілі па чарзе чатыры суседскія мужыкі. Але чамусьці і там, і там мыліся праз суботу. Чаму не рыхтавалі лазні праз тыдзень, да гэтага часу не разумею. Ці то дровы эканомілі, ці лічылі, што за адзін тыдзень не запэцкаешся да ступені лазневага адмывання гразі з цела.
Падумаў і дадаю. Хутчэй за ўсё шкадавалі ўсё: затрачаны на падрыхтоўкі лазні час, дровы, лішні знос печкі, катла з вадой, самой лазні, пачынаючы з заўсёды мокрай падлогі.Блукач ВАЛАЦУЖНЫ, помнишь мою баню на даче, промывка это вообще ничто по сравнению с антуражем вокруг бани
Блукач ВАЛАЦУЖНЫ, один мой лепельский друг попал с нами в баню в Лядно, это было лет 15 назад если не больше. Часов одиннадцать ночи. пиво вино парилка, веселье, и вдруг он мне на ушко говорит:
- Черт, я всю жизнь думал что баня это только что бы помыться, а оказывается это кайф.
Позже он построил баню, вырыл бассейн, и мы у него в бане забывали про помывку, кайфовали даже зимой в проруби.
Терентий, як жа, памятаю тую піцерскую лазню ў Донях:
Блукач ВАЛАЦУЖНЫ, Володя Шушкевич из Москвы,привет! Хочу сказать что очень помню вашу смолокурскую баню,любили туда ходить,особенно из-за речки,это просто сказка,красота,которую понимаешь только сейчас.Володя,бывай почаще на Родных местах,с удовольствием повидаемся,приезжай.
Анна Крицкая(Круглик), на жаль, наша хата ў Гадзіўлі двойчы прададзеная і ўжо пасля таго разрабаваная. Таму ў Гадзіўлі бываю рэдка. І яшчэ радзей пад´язджаю зірнуць на матчыну хату ды сфатаграфаваць. Дый на маім транспарце ўжо не сезон для пераадольвання 18 кіламетраў асфальту. Хутчэй за ўсё, з"яўлюся там толькі ўвесну, каб прывесці ў парадак фамільную рэзервацыю Прускіх-Шушкевічаў на могілках.
Блукач, Васiль, спасибо за интересный очерк о многофункциональном предмете быта из нашего детства. Как оказывается, адекватного перевода на русский у слова «начоўкі» нет, посколько у "корыта" в русском другой функционал. Кроме перечисленных в очерке применений «начовак» было еще одно. Их подвешивали на веревках к потолочной балке и использовали в качестве колыбели для запеленутых грудничков. Поэтому паз на "ушах начовак" сделан не для красоты, а под веревки. Колыбель подвешивали рядом с кроватью матери и ей было удобно, не вставая, протянув руку, укачивать младенца ночью. Может быть и названы они так от слова "начаваць"
Фед, ух ты! Такі важны момант у выкарыстанні начовак мы з Васілём прапусцілі. Дык не толькі гушкалку падвешвалі на вяроўкі, перакінутыя праз бэльку, а яшчэ выкарыстоўвалі начоўкі ў якасці звычайных арэляў як у хаце, так і на вуліцы. Дзякуй табе за істотны дадатак. А яшчэ, думаецца, няма такога народжанага ў вёсцы хлапчаня, які б не спрабаваў прыстасаваць начоўкі пад лодку, як тое рабіў мой двайны цёзка і сябра дзяцінства Валодзя Шушкевіч, цяпер жыхар Масквы.
Такая, здавалася б, звычайная рэч у жыцці майго пакалення, а гэтулькі людзей зацікавіла.