31 авг 2016 в 22:45 — 9 лет назад

298. ОТКРЫТИЯ В МЕЖИЦКОМ КРАЕ. Чеботарь Эдуард

Тема: Лепельщина без прикрас     Сегодня: 1, за неделю: 2, всего: 3328

 Родился в 2000 году в Лепеле. Жил в Заслоново. Учится в Борисовском общеобразовательном лицее. Увлекается краеведением. Исследует исторические объекты Лепельщины и Борисовщины. Живёт в Борисове.

 Лепельские краеведы как-то не добрались до околиц военных городков Заслоново и Межица, где полно исторических объектов. Может, тому причина их слабая выраженность ввиду почти полного истребления потомками. Но они были, полнились радостями и горестями полноценной жизни своих обитателей. Попробую исправить эту современную несправедливость.

 Как только в Заслоново переезжаешь мост через Уллу, направо поворачивает дорога на Полигон. Вскорости она берёт левее, а прямо пошла довольно хорошо накатанная грунтовая дорога в деревню Караевичи. Нам туда. Конкретное месторасположение объектов, которые мы посетим, показывает старая карта Шуберта середины 19 века.

 Через несколько сотен метров вправо ответвляется слабовыраженный просёлок на небольшой улльский пляж. На углу большака и просёлка, перед самым спуском в пойму, находилось имение Церковище (есть на карте Шуберта) дворянина-католика Гинтовта, впоследствии – его наследников. Это подтверждает историк-краевед-археолог Алексей Сапунов в книге «Землевладения и землевладельцы Витебской губернии», изданной в 1905 году. Но есть и материальные подтверждения. В начале спуска к реке сохранились камни фундамента господского дома.

 За фрагментами фундамента растут старые яблони, берёза и кусты сирени, неизменной спутницы исключительно всех бывших усадеб, если ландшафт не был распахан, использован под лесонасаждения или застройку. Земля вокруг содержит осколки кирпича, керамики. Ближе к большаку расположены глубокие ямы, не характерные для исследования, поскольку были образованы забором грунта при строительстве дороги. По ту её сторону местное население заполнило ямы бытовым мусором, развороченным искателями металлолома.

 Продвигаемся дальше в сторону Караевичей.

 На пересечении с второстепенной дорогой установлен примитивный дорожный указатель с надписью: «Хутор Мельница». Сам дачный населённый пункт находится слева от большака. Состоит он из двух или трёх отреставрированных старых хат.

 Взор приковывает крутой особняк россиянина с вереницей квадроциклов во дворе.

 Специально историю Мельницы не изучал. Знаю только, что в войну на хуторе действовала подпольная ячейка, и находился связной пункт партизан. Однако, если следовать топонимике населённого пункта, его название само наводит на мысль, что здесь была мельница. Соответственно, она не могла приводиться в действие ветром или паром, поскольку рядом протекает река. Дорога вправо от большака и приводит к близкому берегу Уллы. Над ней положен деревянный мост. Настила нет, только крепёжные лаги на сваях. Посредине зияет пролом. Его в прошлом году образовал танк, который проломал мост и свалился в воду.

 После того происшествия танки рядом устроили брод. Под мостом видны старые сваи то ли его предшественника, то ли мельницы. Скорее всего, второе. Но точных сведений о том у меня нет.

 Следуем дальше. На лесном перекрёстке большака и дороги к источнику «На Крыжах» (влево) и к Улле (вправо) установлена каменная горка с наводящей на источник надписью. Не знаю, издавна ли лежит указательный валун на этом месте, или его притащили недавно, а вот рядом расположен камень уже с фундамента строения деревни Лащино. Совсем близко – старый яблоневый сад, кусты шиповника и всё та же спутница бывшего жилья сирень.

 Что это была деревня, а не хутор, свидетельствует карта Шуберта, на которой перед названиями хуторов стоит малая буква «х» с точкой. Перед топонимом Лащино такой отметки нет. Однако книга «Памяць. Лепельскі раён» в разделе «Населеныя пункты, якія не існуюць» причисляет Лащино к хуторам. Мне попадалась старая карта, на которой Лащино обозначено под названием Прудок. Этимология топонима Лащино может происходить от русского слова «лощина». Но это в том случае, если деревня образовалась после завоевания Великого княжества Литовского российской императрицей Екатериной 2-й. Однако, скорее всего, населённый пункт имел более почтённый возраст, и название пошло от беларусского «лашчыць» (ласкать).

 Обширные ямы на околице деревни-призрака Лащино в не таком и далёком прошлом служили капонирами для укрытия военной техники. Однако за дорогой к источнику одна небольшая, но глубокая и круглая яма, несомненно, служила погребом семье лащинца. Поблизости также разрастается сирень и продолжают сражаться со временем одичавшие садовые деревья. И камни фундаментов…

 Я установил, что Прудок Лащино (именно так написан населённый пункт на некоторых картах) считался застенком и принадлежал землевладелице Шелепилиной, мещанке-католичке. Застенком в Великом княжестве Литовском назывались сельские населённые пункты, образованные в результате волочной померы 16 века. Вот насколько отодвинулось в древность происхождение топонима и самого населённого пункта.

 Много крапивы. А этот сорняк всегда селится на культурной почве, т.е. там, где хозяйничали люди. Часть призрака Лащино засажена сосновым молодняком. Если искать время исчезновения Лащино, то наиболее точно будет сказать так: в период между революцией и войной оно существовало, поскольку указано на карте 30-х годов. Скорее всего, небольшой населённый пункт попал под кампанию по ликвидации хуторов. Опросив окольных старожилов, можно более подробно узнать историю Лащино.

 На полпути из Лащино к источнику «На Крыжах» карта Шуберта показывает населённый пункт Клименцово. Принадлежал он помещику Помэ. На первый взгляд странная фамилия таковой покажется не всем, поскольку ещё в 2011 году в деревне Сызовщине, находящейся в нескольких километрах от Клименцово, жила бабушка Помэ (по мужу). Более позднюю её судьбу не знаю. Поместье стояло возле самой дороги к источнику. На том месте в тени старых лиственных деревьев кто-то соорудил скамейку для отдыха. На поляне перед ней можно найти тонкий старый кирпич, обнаружить камни фундамента.

 Дальше дорога ведёт в тупик – упирается в примитивную автостоянку перед источником «На Крыжах». С неё родники выглядят довольно внушительно.

 Четыре криницы бьют из искусственно установленных резервуаров, закрытых крышкой. Варианты возникновения источника «На Крыжах» довольно противоречивы. Большинство населения считает, что священник заслоновской церкви Владимир Догодько обустроил неизвестные доселе криницы в 2005 году. Построил купальню. Немало приложил сил, за что ему люди благодарны.

 Конечно, надпись сделал всё тот же заслоновский священник. Она уже отодвигает историю возникновения родников как сакрального объекта далеко назад. Но и это не предел.

 Третью гипотезу рассказывал мой отец Александр Чеботарь, уроженец Новых Волосович, ныне житель Борисова. Она ближе всех к истине. Гласит, что источник «На Крыжах» являлся объектом поклонения местного населения ещё во времена язычества. Просто в эпоху строительства социализма и коммунизма святость сакрального места была вышиблена из голов сознательных советских граждан. Возвратил её населению тот же заслоновский священник Владимир Догодько, который теперь заправляет приходом в Городке.

 Но нам рано покидать комплекс «На Крыжах». Нужно взглянуть в даль закриничную.

 Недоступный из-за трясины заболотный лес является не просто хвойным массивом, а призраком застенка Глыбочка, которым заправлял мещанин-католик Соколовский. Карта Шуберта русифицируетет статус небольшого населённого пункта, называя его хутором. Хотя, по сути, это одно и то же. Жительница Заслоново Мальвина Овчаренко ещё больше осовременивает историческую местность, рассказывая, что в Глыбочке жил почтальон Соколовский.

 …Возвращаемся в призрак Лащино и продолжаем путь по большаку. Лес заканчивается. Далее простирается поле до самих Караевичей. В начале его, слева, большая распаханная гора. Она является призраком панского имения Караевичи. Интересно, что уже карта Шуберта называет его бывшим. Вполне возможно, что приписку сделали строители коммунизма. Но, тем не менее, имение существовало. Какому тогда землевладельцу оно принадлежало? Я бы сказал: вопрос хороший, поскольку практически неразрешимый. В книге «Памяць. Лепельскі раён» открываем «Спіс землеўладальнікаў Лепельскага павета Віцебскай губерні 1878 г.», напротив названия имения Караевичи читаем фамилии землевладельцев с указанием количества принадлежащей им земли в десятинах(1,093 га): Будько Геннадий и Иозефа (10), Будько Иосиф Геннадьевич (40), Замковский Александр (28), Оссовский Иосиф Иванович (32), Парфинович Викентий (9), Романовский Пётр (10), Романовский Феликс (30), Снарский Иван Станиславович (42), Соколовский Дионисий (35), Старосельский Иосиф Станиславович (14), Чернявские Игнатий и Станислав Иосифовы (18), Шелепина Фёкла Антоновна (336). Такого количества помещиков не имеет ни один другой населённый пункт. Конечно, околица больших Караевичей тоже большая. Возможно, что на ней господствовало несколько землевладельцев. Покопавшись в архивах, скорее всего нашёл бы конкретного владельца имения, на вершине которого сейчас находимся.

 Для сравнения: в указанном списке больше всего земли имела владелица Заболотья Спасовская Евва – 4153 десятины, меньше всех было у караевичского Парфиновича Викентия – 9. В общем, краеведческим наскоком здесь не обойдёшься. На это нужны деньги и время… А вот обследовать местность более совершенно нужно лишь время, и это потянут краеведы. А искать есть что. Старожилы утверждают, что под имением имелся винный погреб, который просто-напросто запахали. На самом гребне горы из пашни торчат лишь вершины использованных для фундамента валунов, которых бульдозер не осилил, а плуг попросту перескакивает. Много битых кирпичин, керамики. В предыдущее посещение призрака имения я нашёл черепки старой глиняной посуды, непонятного предназначения камень с дыркой и спрятал в кустах. Можем их посмотреть.

 В заброшенных балках у подножия горы зеленеют старые яблони, груши, сирень в окружении зарослей крапивы, неизменной спутницы давней культурной деятельности человека. Без сомнения, это призраки жилых, в меньшей степени вероятности – хозяйственных дворов. На советской довоенной карте поблизости обозначена ветряная мельница, однако я всё здесь облазил, а место её нахождения не нашёл. Интерес могут представить старые караевичские кладбища, деревенское церковище. Около моста через Уллу, соединяющего дорогу из Караевичей в Межицу и несколько лет назад разрушенного, находится призрак сельского населённого пункта Гецовщина. Но, мы возвращаемся, чтобы попасть в Межицу.

 Раньше от призрака Лащино хорошо накатанная дорога вела к понтонному мосту через Уллу. По неизвестной мне причине понтон снят и на его месте подвешен качающийся пешеходный мосток.

 Некоторые старые карты перед мостом с лащинской стороны показывают населённый пункт Дедовщина. Сразу за ним, на правом берегу Уллы, хорошо заметны развалины винокурни (есть на карте Шуберта), принадлежащей жене майора М.М. Здраевской, католичке. В советское время винокурня использовалась под военный склад. Поблизости располагались другие склады. После вывода советской армии в Россию склады взорвали. Несколько раз пытались посредством подрыва уничтожить и винокурню, но она не поддалась взрывчатке.

 Подойти к винокурне весьма проблематично из-за необозримых зарослей крапивы. Если набраться терпения и их преодолеть, можно осмотреть винокурню изнутри. Руины да и только, но для любителя старины они интересны. Рядом по зарослям аира в яме определяется давний пруд.

 С тропы от подвесного моста в Межицу красиво смотрится барский дом помещицы Здраевской.

 Имение хорошо сохранилось благодаря использованию под общежитие для военных. После упразднения военной части в Межице его заколотили и оставили самостоятельно умирать. Попасть к кажущемуся близким объекту по прямой сложно из-за разлившейся по низменности криницы. Нужно выезжать на заасфальтированную дорогу из Заслоново в Межицу, с неё сворачивать налево в жилую зону из многоэтажек и напротив их ещё раз повернуть налево. За кустами взору предстанет фольварк Межица во всем его теперешнем величии (есть на карте Шуберта).

 Выложенное кирпичом число «1952» под коньком мансарды показывает, скорее всего, год ремонта здания. Да и парадный вход у пани Здраевской был с противоположной стороны. О том свидетельствует стародавней кладки каменное крыльцо.

 Описал и показал далеко не все исторические объекты Межицкого края. Пусть меня дополнят местные краеведы.

Записано в 2016 году.



НРАВИТСЯ
2
СУПЕР
1
ХА-ХА
УХ ТЫ!
СОЧУВСТВУЮ





01 сен 2016 в 00:11 — 9 лет назад

От старожила мне известно, что Клеманцово ( от французского Клемансо ) было образовано после ухода Наполеоновских войск отставшими от армии оккупантами обоего пола с фамилией Бомъе ( упростилось в Поме ). Далее, из-за совершения близкородственных браков имела место деградация, и, похоже, во времена коллективизации населённый пункт был ликвидирован.



01 сен 2016 в 08:59 — 9 лет назад

Процесс пошёл! Упомянутый Помэ из Сызовщины был каким-то чиновником на Лепельщине. Кто больше? Давайте возвращать историю вместе! В телефонном справочнике указан владелец телефона в Заслоново Поммэ И.А. (3-19-43). В Сызовщине указан телефон Помэ М.А (2-43-05), непременно самой упомянутой в тексте бабушки, поскольку она была единственной жительницей деревни. Однако телефоны могли поменяться с момента издания справочника в 2009 году.





Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий




Темы автора





Популярные за неделю







Яндекс.Метрика
НА ГЛАВНУЮ