Родился в 1985 году. С 2002 по 2007 год обучался в Полоцком государственном университете по специальности «История» (специализация «История Беларуси»). Получил распределение на кафедру отечественной и всеобщей истории. Окончил магистратуру по специальности «Отечественная история». В 2008 году защитил диссертацию на тему «История и культурные традиции староверского населения Беларуского Подвинья в 19-20 столетиях», получив степень магистра исторических наук. После окончания аспирантуры Института языковедения, этнографии и фольклора Национальной академии наук по специальности «Этнография, этнология и антропология», защитил кандидатскую диссертацию на тему «Эволюция погребально-поминальной обрядности беларусов Подвинья в 20 - начале 21 столетия». Работал в Полоцком государственном университете преподавателем стажёром, преподавателем, старшим преподавателем, доцентом кафедры отечественной и всеобщей истории. Сейчас заведует кафедрой архитектуры, доцент кафедры отечественной и всеобщей истории. Автор около 50 научных публикаций. Участник более 20 научных конференций. Лауреат премии Спецфонда Президента Республики Беларусь. Кандидат исторических наук.
Традиционная духовная культура этноса не является чем-то единым, гомогенным и цельным. Она существует и функционирует исключительно в диалектной форме, в форме местных, узколокальных вариантов. Это касается не только традиционной культуры в целом, но и ее отдельных частей. Данная особенность характерна и для похоронно-поминальной обрядности беларусов. В отдельных локальных традициях похоронные и поминальные обряды имеют свою специфику. Поэтому Лепельщина имеет свои особенности календарных поминальных обрядов беларусов и являются отличительным регионом Подвинья. Специфика именно календарной поминальной обрядности наиболее четкая и показательная, поскольку ритуалы календарного цикла, в отличие от семейного, имеют более локальные различия.
В цикле календарных поминальных обрядов беларусов Лепельщины важное место занимают обряды почитания предков - Деды. В регионе беларуское население отмечает их от одного до шести раз в год. В Лепельском районе зафиксированы Масленичные (Мясоедные, Масляные), Радуницкие, Троицкие, Петровские, Воздвиженские, Покровские, Дмитриевские Деды. Расхождения в количестве Дедов в году фиксируются в пределах небольших территорий и характерны даже для соседних деревень. В конце XIX века на Лепельщине зафиксирована традиция накануне Дедов праздновать «Бабы», которые отличались от «Дедов» только ассортиментом поминальных блюд.
Обязательной процедурой накануне Дедов было мытье в бане. На данном этапе подготовки к празднику на Подвинье существовали локальные различия в зависимости от времени его проведения. Так, в Витебском уезде в бане мылись в день, предшествовавший Дедам, а в Лепельском, как и в Городокском, и Вилейском (современный Докшицкий район) уездах - на сами Деды.
Региональные черты, что характерно для всего подвинского региона, и локальные различия ярко прослеживаются в традициях поминальной трапезы. Почти повсеместно в Подвинье было распространено требование готовить к поминальному столу нечетное количество блюд. Подобные убеждения в настоящее время еще бытуют среди беларусов Лепельщины. Для Подвинья наиболее характерными являются три поминальные блюда: кутья, похлебка (уха) и клецки. Это касается как поминального ужина в день похорон, так и календарных поминок. В Лепельском районе и в современный период к ритуальной трапезе готовят кутью, клецки (или блины) и похлебку.
В конкретных локальных традициях Подвинья ассортимент блюд, готовящихся на поминальную трапезу, несколько отличался. Вместе с расхождениями в ассортименте поминальных блюд различия иногда касались рецептов приготовления одних и тех же. Так, в западной и центральной частях Подвинья (Лепельщина, Диснянщина, Докшиччина, Полоччина, Ушаччина, Шумилинщина) клецки к обрядному столу преимущественно делали с «душами» (кусками сала или мяса внутри), в то время как на востоке региона (Бешенковиччина, Толочинщина, Чашниччина) распространена традиция готовить клецки без «душ». В регионе зафиксированы и случаи приготовления к ритуальной трапезе клецек без «душ». Преимущественно это касается переселенцев из восточных соседних районов. Таким образом, Лепельщина является своеобразным «пограничьем» ареала распространения такого обрядового блюда как клецки с «душами».
Порядок употребления блюд на Деды в регионе имел свою специфику. В Лепельском районе первым ритуальной блюдом, с которого начинали праздничный ужин, была кутья, в средине ужина подавали клецки, а завершали стол похлебкой. На Подвинье в современный период еще сохраняется традиция, прежде чем приступать к трапезе, откладывать от каждого блюда в отдельную миску и отливать в рюмку водку (для «дедов»).
В некоторых локальных вариантах обряда для умерших предков иногда накрывали отдельный стол. В селе Домжерицы (современный Лепельский район) стол для дедов ставили у порога. Подавая на стол ужин для семьи, хозяйка, прежде всего, отделяла часть от каждого блюда и ставила на этот стол.
Ритуальная трапеза на Деды требовала очень строгой регламентации поведения и выполнения специфических требований. Некоторые из них были связаны с верой в то, что на поминальной трапезе присутствуют также души умерших предков. Так, в Домжерицах во время поминального ужина существовало предписание обязательно класть ложки на стол после всякого потребления пищи. В деревне Гадивля Лепельского района существуют более детальные требования относительно того, как нужно класть ложки на стол. Данное предписание объясняется тем, что в противном случае умершие предки могут есть с такой ложки, и это навредит человеку.
Специфической чертой календарной поминальной обрядности беларусов Лепельщины является наличие Дедов, приуроченных к Воздвижению. Данная традиция зафиксирована в западной части района. Воздвиженские Деды распространены также в восточной части соседнего Докшицкого района.
Среди поминальных обрядов беларусов Лепельщины, включающих обязательное посещение кладбищ.
Особенно важное значение имеет поминовение предков на Пасху и Радуницу. На территории региона распространена традиция поминать умерших в первый день Пасхи. Посещение кладбищ в этот день предусматривало «христосование» с умершими, когда на могилу приносили крашеное пасхальное яйцо, а также различные блюда и водку. В современный период такая традиция постепенно исчезает под влиянием священников.
В Лепельском районе распространена также традиция на Радуницу поминать умерших. Об этом свидетельствуют этнографические источники XIX - начала XX века и современные полевые материалы. Широкое распространение в регионе радуницких поминовений в немалой степени обусловлено официальным поминальным статусом праздников в православной церкви. В современный период в Беларуси этот статус подкрепляется законодательно (Радуница - официальный нерабочий день в стране).
Согласно традиции посещение кладбищ на Радуницу происходит в середине дня. Среди беларусов Лепельщины в современный период все еще бытует пословица относительно такого времени поминовения усопших: «На Радуницу до обеда плачут, после обеда пляшут». Посещение кладбищ на Радуницу в ряде населенных пунктов района сопровождается поминальной трапезой. Зафиксирована традиция посещать кладбища не только во вторник Фоминой недели, который называется Мертвой Радуницей, но и на Живую Радуницу, которая отмечается накануне, в понедельник.
Характерной особенностью календарной поминальной обрядности беларусов Подвинья является троицкий поминальный комплекс. В других частях страны он не такой распространенный. В современный период поминки, приуроченные к этому празднику, распространяются на территорию всей страны, поскольку Троица является официально разрешенным в православной церкви днем поминовения усопших, а суббота накануне - одна из «вселенских родительский суббот».
В современный период на Лепельщине поминовение умерших на Троицу стало довольно расширенным. В регионе происходит распространение поминальных обрядов в это время даже на той территории, для которой в прошлом они не были характерны.
Элементы поминальной обрядности, а также представления об умерших и «том» свете включены в структуру других календарных обрядов. К их числу относится Яблочный Спас. В Лепельском районе широко распространено предписание не есть до Спаса яблок тем матерям, у которых умерли дети (характерно и для остальной части Подвинья). Считается, что в противном случае умершим детям не достанется яблок на «том» свете в этот день. В некоторых местах Лепельского района к этому празднику приурочили посещение кладбища с целью отнести на могилы своих умерших родственников яблоки.
На территории Лепельского района зафиксирована традиция посещать кладбища на Вербное воскресенье. В регионе она не имеет широкого распространения. В конце XIX - начале ХХ века посещение кладбищ на Вербное воскресенье и обычай втыкать на могилах ветки вербы, были зафиксированы также в Витебском и Полоцком уездах. Это посещение сопровождалось специальными ритуальными действиями (три раза стегали могилу ивой и произносили характерное приветствие). Посещение кладбища с этой целью в Витебском уезде иногда происходило на Пасху или Радуницу. В современный период такая традиция еще фиксируется в восточной части Докшицкого района.
Таким образом, календарные поминальные обряды беларусов Лепельщины имеют свою специфику. Она прослеживается как по отдельным элементам, так и их группам. Особенность поминальной обрядности является неотъемлемой частью этнокультурной специфики Лепельщины. Вместе с тем, в рамках Лепельского региона календарные поминовении имеют локальные отличия. Несмотря на модернизацию в культуре беларусов в ХХ - начале XXI века, календарные поминальные обряды беларуского населения Лепельщины еще и в наше время продолжают сохранять региональные особенности и локальное разнообразие.
Записано в 2014 году.
НРАВИТСЯ |
СУПЕР |
ХА-ХА |
УХ ТЫ! |
СОЧУВСТВУЮ |