Путевые заметки старого бродяги
Лепельские туристы-краеведы прослышали, что у деревни Осовец Бешенковичского района давно ведутся грандиозные археологические раскопки. В Осовец!
Напротив Бешенковичей - направо. Через 13 километров Осовец. За ним перед мостом над Кривинкой снова направо. Лагерь археологов пестрит 16 палатками.
Постоянно работают на археологическом объекте 11 первокурсников исторического факультета Белгосуниверситета. Руководит ими археолог Михась Чернявский. Им помогают от 10 до 40 волонтеров, которые постоянно меняются. Возглавляет экспедицию археолог Максим Чернявский, сын Михася.
Первое, что сделали девять лепельцев, это взялись обедать. К своим сухим пайкам и чаю археологи предложили коллективный суп. Вкусное полевое питание!
После основательного перекуса Михась Чернявский начал рассказывать об археологическом объекте.
Это болото начали осушить в 1966 году. Именно тогда в тронутой мелиораторами земле Михась Чернявский открыл крупнейший в Европе археологический объект "Кривинские стоянки". С тех пор почти каждый сезон там проводились раскопки. Найдена уйма артефактов, свидетельствующих о жизни на современном торфянике 2 - 10 тысяч лет до Нашей эры первобытных людей, которые больше смахивали на современных эстонцев. За три тысячелетия до Нашей эры сюда пришла новая волна балтов, которые называли Кривинку Галой или Галвой. Свидетельство тому - название деревни Галовск. Кривинкой реку окрестили потом славянские племена. И озеро Лепельское - в историческом измерении недавно придуманное название. Первоначально это было озеро Лепель. И мы, по сути, по происхождению латгалы.
Найдены раздвоенные человеческие кости, что свидетельствует о добывании из них костных мозгов - на то время существовала трупопоедание, когда умерших родных съедали дотла, что считалось лучшим сохранением их в своем теле и памяти. Сжигание и закапывание трупов в землю началось после нашествия племен из Европы 3,5 тысячи лет до Нашей эры.
Почему столько времени первобытные люди жили на болоте и почему покинули его? В том-то и дело, что болото их выгнало отсюда. Первоначально для обитания люди выбрали берег большого озера, которое кормило их рыбой и водяными орехами. К концу второго тысячелетия до Нашей эры мелководный водоем начал заторфяниваться, исчезать. Его прибрежные обитатели вынуждены были переселиться в более благоприятные места.
Раскоп находится далеко, за Кривинкой. Реку археологи преодолевают на резиновой лодке. Однако сейчас она ремонтируется - прокололи зонтиком. Благо до обеда шел дождь, который создал выходной день. Мы пойдем на раскоп обходным путем - на мост.
Кажется, многокилометровому пути конца-края нет. Тропу в траве по шею пробивает Михась Чернявский. Когда уже выйдем на путь археологов от переправы?
Наконец - раскоп. Со дна его торчат колышки, которые служили первобытным людям опорой жилья. В голове не укладывается, что дерево, благодаря отсутствию контакта с воздухом, не сгнило за многие тысячелетия.
Назад возвращаться тем же путем нет мочи. Решаем на переправе преодолеть Кривинку вброд и выйти на берег перед самым лагерем.
В первую очередь греемся чаем после купания в сырую и мрачную погоду.
Приезжает из Докшицкого района археолог Максим Чернявский. Показывает находки, комментируя их происхождение и назначение.
Найдено большое количество керамических черепков от огромных кувшинов. Сохранилась кожура водяных орехов, кремниевые сколы, человеческие, рыбные, птичьи и звериные кости, подвески из звериных клыков, янтаря, кости, костяные рыболовные крючки, шлифовальная плита из твердого кварцита, шлифовальный камень...
Этим летом Максим обещает приехать на раскопки Пригожей веретеи на болоте между Веребками и Рудней, где несколько лет тому назад краеведы Василь Хацкевич, Василь Азаренок и Валацуга открыли стоянку первобытных людей.
Ваўчок ВАЛАЦУЖНЫ (Валадар ШУШКЕВІЧ). 2012 год. Лепель.
![]() НРАВИТСЯ 1 |
![]() СУПЕР |
![]() ХА-ХА |
![]() УХ ТЫ! |
![]() СОЧУВСТВУЮ |
Усё - гамон!.. Ужо и трусялёу на Валацуге няма...
мабыць пенсіі не хапае.
Валацуга фатаграфуе. Ён распранецца пасля, і яго ў знак помсты першыя штурмавікі ракі будуць фатаграфаваць спераду. Усё проста -- ніхто не захацеў мачыць трусы.
За "Прыроду Лепельскага краю" на сайце мне не плацяць, а за "Экалагічную старонку" ў газеце нейкую капейчыну даюць на мужчынскія расходы. Але я не магу зразумець, што ў тым дрэннага, што па ранейшаму пішу ў "Лепельскі край"? Я што, улады хвалю? Падлізваюся да іх? Ды журналіст, як і пісьменнік, і мастак, і кампазітар, і скульптар да смерці застаюцца верныя свайму ранейшаму прызванню. Іншая справа быць штатнікам у газеце. Гэта значыць, трэба выконваць сацыяльны заказ таго бога, якому служыш, якому належыць газета. Што мне было ўвесь час агідна, з-за чаго ні дня не застаўся працаваць на пенсіі.
Валацуга, чтобы тут не говорили комментаторы - ты самый яркий участник сайта Lepel.by. И тут уже не важна дружба с газетой, которую я лично не пролистываю второй год, важно то, что ты путешествуешь по окраинам, что-то как-то вынюхиваешь и делишься с читателями, неважно, благодарные они или нет. Без тебя бы сайт уже давно зарос мохом для бань и "заплыу гауном" © Cvetik
Даже я, как чепушила, рад, что Админ сделал соответствующие выводы и "прилепил" правильный Отклик "Прырода Лепельского краю" как надо этому быть. Продолжай радовать земляков своими зарисовками о необычных местах Лепельщины, знакомь нас с соотечественниками, и пусть в твоих карманах будет подспорье от дублирования статей "районкой", ведь здесь, где каждый пЕсатель врядли можно заметить то упорство, с каким ты осваиваешь Интернет.
Держи хвост пистолетом! Следующий левел - твоё модераторство.