Сведения об авторе смотреть здесь.
- Ты же утверждал, что не швец, не жнец, а лишь на дуде игрец, - прямо из дверного проёма воскликнул заходивший ко мне Валацуга. - А сидишь за швейной машинкой, шьёшь что-то… А ну давай подробно о сим своём занятии выкладывай. И машинка у тебя какая-то допотопная…
Знаю, что не отцепится этот приставон, потому-то и начинаю рассказ о своей швейной практике:
- Действительно, машинка, можно сказать, антикварная. А купил я её в лепельском универмаге за пять долларов. Не разевай рот от удивления, всё по порядку расскажу.
С развалом экономики в 90-х годах крякнул районный комбинат бытового обслуживания. Пять промышленных швейных машин за ненадобностью сдали в универмаг на распродажу. И оценили их в эквиваленте, равном пяти долларам. Стоят себе, никто не покупает: кому нужна такая железная рухлядь?
У нас с братом аж глаза на лоб полезли: это же уникальные вещи - мощные, 380-вольтовые, ни одна бытовая машинка с ними не сравнится! Не раздумывая, взяли себе по одной, моментально сообразив, что бесплатно раздают, по сути, уникальные вещи.
Я сразу через понижающий трансформатор перевёл свою машинку всего на 12 вольт, сходу запустил и начал чудеса творить. До сих пор шью себе всякую всячину: тенты на автотехнику, специальную и обрядную одежду, вот, например, картуз кожаный для проведения народных обрядов будет свидетельством моей деятельности.
Конечно, чтобы успешно работать на такой профессиональной швейной машинке, надо сначала напрактиковаться на обычной бытовой. С этого я и начал. Во времена повального дефицита товаров для народа я договорился с жителем Реутполья Рыбачевским, и он как ветеран войны стал в очередь на приобретение швейной машинки. Благодаря такой всенародной хитрости через полтора года у меня появилась «Чайка-132М», аж пять операций выполняющая, и я стал швецом.
«Чайка» и сейчас находится в рабочем состоянии. Просто редко используется, поскольку во всём её превосходит ветеран труда из комбината бытового обслуживания. Ну, а ветеран продукции Подольского механического завода ("Чайка") стоит вроде как музейный экспонат. Но экспонату-одиночке как-то скучно одному томиться на территории моего музея этнографии. Учитывая это обстоятельство, высмотрел я в Докшицах валявшуюся без дела антикварную швейную машинку возрастом так лет в сотни полторы. Ещё станину имела литую - это уже после пошли они деревянные. Купил недорого. Так в музее появилась экспозиция швейных машинок.
К слову, есть в экспозиции отдельно литая станина. А вот машинка с неё настолько рассыпалась, что пришлось просто забросить в кучу металлолома, да так, что теперь даже при желании не откопаю.
Увидел на Глубоччине явно раритетную швейную машинку. Купил как непригодную к эксплуатации. По затёртым надписям латинкой через интернет установил, что это старинная немецкая машинка Винсельманна Титана. Смазал. Отремонтировал. Шьёт.
Правда, как таковой экспозиции швейных машинок в музее пока нет. Они размещаются в разных его уголках. Вот, например, раритет, требующий приложения рук. На корпусе отчётливо читается надпись: «Госшвеймашина». Интернет подскажет, что такие бытовые механизмы производил Подольский электромеханический завод до войны.
Как-то отремонтировал скрипачу скрипку. Заплатил он за работу швейной машинкой Подольского механического завода «Чайка-134А», поскольку себе купил новую. Теперь у меня две одинаковые «Чайки» - 132М и 134А. Обе исправно исполняют свои обязанности.
И тут вдруг как заорёт Валацуга:
- Да это ж машинка моей бабули Анэты!
Уселся он за швейную машинку «Зингер» и предался вслух воспоминаниям:
- На всю жизнь сохранилась в моей памяти живая картинка, как бабуля Анэта сидит, сгорбившись, за «Зингером» и шьёт-шьёт-шьёт… Обшивала не только сельчанок из Веребок, но и жительниц Бесед, Черноручья, Вил, Юшек, даже из Рудни приходили заказчики. А брала-то за пошив платья всего один рубль. А в то время в магазине бутылка водки стоила два рубля восемьдесят семь копеек. После смерти бабули машинка долго стояла без дела, пока младший её внук Толик не увез бездельную технику в Ленинград, а может, уже и в Санкт-Петербург. До сих пор использует «Зингера» для личных нужд.
Еле вытащил писаку из-за машинки - так проникся грёзами о детстве своём, что совершенно от реальности отключился и перенёсся в послевоенные Веребки.
Редко кто теперь знает, что семья, имевшая ножную швейную машинку «Зингер» американской корпорации Исаака Зингера и Эдварда Кларка, считалась благополучной и богатой. И если бы Аннета Шушкевич, в девичестве Парфинович, а впоследствии баба Валацуги жила не в Веребках, а в Питере, она обогатилась бы за счёт своего мастерства качественно портняжить. Однако не выпало такое счастье Шляхтянке, как бабу называли в деревне. Зато её четверо внуков всё детство форсили перед сверстниками частыми обновами, вышедшими из-под иглы «Зингера».
- А как «Зингер» оказался в Великом Полсвиже? - вышел из грёз Валацуга.
Ответил ему:
- Он у меня сборный. Станину отыскал на Браславщине, а саму машинку со столом, полностью в рабочем состоянии, купил за пятьдесят рублей в Матюшиной Стене у бывшего наладчика Лепельского производственно-деревообрабатывающего объединения. А ты, когда будешь помещать мой рассказ о швейных машинках, поставь снимок и своей, ведь столь необходимая вещь должна иметься в каждом доме.
От Валацуги: первую, ручную машинку, в 60-х годах приобрела моя тёща Ева Видникевич, работает до сих пор, в квартире хранится в качестве семейной реликвии. Вторую, ножную, сами купили в 70-х годах в Лепельском магазине «Хозтовары», используется и теперь для решения неотложных швейных проблем. Обе произведены на Подольском механическом заводе имени Калинина.
Февраль-2025.
![]() НРАВИТСЯ 6 |
![]() СУПЕР |
![]() ХА-ХА |
![]() УХ ТЫ! |
![]() СОЧУВСТВУЮ |
Знаменитый бабушкин Зингер у меня не "пошел" - не захватывал петлю и всё. И мастерам показывал - ничего не помогло. Так и валяется где-то на чердаке на даче. Но страсть к шитью не пропала, для начала брал машинки напрокат. Девяностый год, проблемы с садиками никуда не девались, и двоюродная тетя "Зятька" - Виктора Серегина, мужа сестры, предлагает: она забирает мою дочь на лето на дачу, а я в благодарность обшиваю вагонкой её дачный дом. Ей так понравилась моя работа, что она решила меня премировать швейной машинкой "Чайка" с электроприводом. Не рядовому товароведу ленинградской торговли это было нетрудно сделать. А потом племянник мне подогнал немца "KOHLER", и "Чайка" перебралась на дачу, где может послужить в любой момент по сей день. Меня до сих пор мучает вопрос, как мама-педагог не заметила во мне гены бабы Анэты - тягу к пошиву. Запрещала пользоваться домашним "подольском", хотя в её отсутствие я вставлял клинья в брюки, что бы получились брюки-клеш, такие модные в семидесятых. Так сказать загубила на корню талант.
Терентий, паглядзі ў інэце кошт старых "Зінгераў" і прадай па "дзяшоўцы". Добрую капейчыну мець будзеш.