Сведения об авторе смотреть здесь.
Стою на берегу большой реки и размышляю над своей неуёмной натурой. Какой же я дурак, что не сижу за компом в не успевшей утратить летнее тепло осенней квартире, погрузившись во всегда захватывающие инетные были-небыли, а волочусь по самым невероятным туркам-боркам в поисках приключений на свой многострадальный зад.
Вот и на этот раз, с оказией оказавшись в Витебске, помчал туда, куда задумал давно – в горный посёлок Руба. И не потому он горный, что там высокие горы, а потому, что в нём находятся горнодобывающие карьеры, из которых достают доломитовую руду для размола и последующего использования в народном хозяйстве.
Подобные горные выработки видел в заброшенных каменноугольных бассейнах Кировоградской и Тульской областей. Красотища неописуемая!
Сидя в городском автобусе №26, следующем из витебского микрорайона Тирасполь в загородный посёлок Руба, прокручиваю в голове советы витеблян. В Рубе находятся действующие карьеры, и охрана прогоняет с дороги к ним посторонних, поскольку по гравийке бесконечно снуют «БелАЗы», представляющие опасность для праздношатающихся. А вот в половине десятка километров далее, в рабочем посёлке Верховье, находятся затопленные водой старые карьеры, доступ к которым свободный. Автобус же сей не №26, а №26-а, следующий через Рубу в само Верховье. А не начать ли блуждание с Верховья, а закончить Рубой?
В Верховье! Так будет спокойнее и вернее.
И вот сбегающая в пойму Двины тропка несёт меня с кольца автобусной остановки к великой реке.
Путь пересекает канал с добротным мостом. Судя по навигационной карте, водоток этот то ли рождает, то ли принимает близкий карьер (на направление течения внимания не обратил).
За экзотического вида заброшкой и должна открыться взору большая вода.
И вот она, Западная Двина! Величава. Устрашающе широка и глубока.
Конфигурацию берега копирует стихийно наезженная дорога. К ней слева жмётся непонятное нагромождение обломков скальных пород. Надо бы штурмануть их…
Однако затраченные усилия особых результатов не дали – заскалье помешали рассмотреть кусты. Выручает навигатор. Он успешно показывает нужное направление – к слиянию большого карьера с Двиной. Там – тупик, и придётся возвращаться назад, так пусть он станет началом осмотра карьеров.
Пожалуй, следует не в конце блуждания, а в начале него показать весь пройденный по Верховью маршрут. Может, читателю в таком случае более реально будут воображаться попутные объекты.
Разворачиваюсь на 180 градусов и уже копирую не речной берег, а придерживаюсь обрыва большого карьера с водой. Однако места, чтобы сфоткать весь водоём одним махом, найти за кустами не получается. Что ж, это удастся с торца его, противоположного слиянию с Двиной.
Вот он, красавец! Может местному населению он и не бередит душу своим могуществом, может даже вредит быту, но меня уж это никак расстраивать не должно как пришельца, ведь видок-то сам по себе лепота.
Разворачиваюсь на 180 градусов и наблюдаю, как немного вдали от берега, как раз между этим и значительно меньшим вторым карьером бульдозер старательно разглаживает засохшую глину.
Хочет обрушить с обрыва деревянные постройки, что ли? Надо бы обойти махину да с близкого расстояния осмотреть второй карьер…
Кажется, удастся через канаву, соединяющую два карьера-соседа, перебраться на противоположный обрыв, откуда легко будет выбраться в посёлок.
Закарабкался-таки на противоположную кручу. Обратили на себя внимание остатки деревянных построек на дне каньона. Интересно, каким образом они превратились в бесформенную кучу дров? Перед оформлением дорожных зарисовок надо будет прошерстить интернет и узнать, что здесь творилось раньше. А сейчас надо организовать перекусон на краю обрыва меньшего карьера – более удобного места для обеда не найти.
Не сполна по причине нехватки времени на основательный осмотр верховских карьеров удовлетворил свою нездоровую тягу к неизвестному, но понятие поимел, что собой представляют выработки залежей ископаемых строительных смесей. Можно отправляться на автобусную остановку, чтобы переехать в Рубу и приступить к знакомству с её окрестностями.
И только через несколько дней после возвращения в Лепель, сев описывать свои верховские болтания, удосужился залезть в интернет и посмотреть описание тамошних карьеров. О, мой Перун, какое событийное место посетил наобум! 26 июля сего года ливни подмыли и обрушили обрыв вместе с семью частными хозпостройками и техническим проездом. Оказывается, я прогуливался и обедал так сказать в эпицентре обвала, сам того не подозревая.
* * *
С правого берега Двины, то бишь из Верховья, автобус доставил меня на левобережье, в Рубу. Вылез на первой поселковой остановке и намеренно пошёл на международную автотрассу Киев – Петербург, чтобы залезть на длиннющую гряду, нависшую над большой дорогой, и пройти по её гребню из конца в конец.
А ноги-то уже не утренней свежести, значительную часть своего лимита исходили по Верховью. Идти же приходится хоть и не напролом травяными джунглями, а использовать непонятного предназначения разор горной целины, однако облегчения в продвижении он приносит мало – плуг единожды прошёлся в одну сторону, вспорол глину, которую осенняя засуха превратила в сплошной жёлоб каменной твёрдости, надёжно удерживающий на себе утренние дождевые осадки. От них глиняный панцирь чуток размок и превратился почти в каток.
По горизонтали продвигаясь, ещё бы можно было удерживать равновесие, но ведь приходится упираться, продвигая тело по наклонной к горизонту. Скорее бы приближался гребень горы, который висит впереди совсем уж недалеко. Но не тут то было!
Когда расступилась распушенная над головой стена перезревшей травы, взору предстала значительная часть горы, которую предстоит ещё одолеть.
С дороги кажущийся плавным подъём на деле оказался имеющим форму каскада. Такая ситуация немного подпортила настроение. Но не возвращаться же назад. Так что только вперёд!
Как и ожидалось, на гребне горы ничего примечательного не оказалось. Единственным искусственным объектом предстала взору вышка на солнечных батареях.
Ничего интересного – покруче вышки мобильной связи разбросаны по всей стране. А вот когда расступился молодой лес, открыв вид на Рубу и шоссе, видок ошеломил – умиротворяющая душу перспектива.
А далее вообще обнаружилась интересная деталь – холмик на самом хребте горы. Несомненно, его используют праздношатающиеся лодыри для обозрения Рубы и её окрестностей.
От обогатительного предприятия шлейф белой доломитовой пыли ветер клубами уносил перпендикулярно моему продвижению, растворяя в ней очертания горизонта. Интересно, какая высота горы над уровнем моря - надо спросить у инета. Ёлы-палы: 203 метра! Да мой дом возле Минского шоссе в Лепеле возвышается на 204 метра над уровнем моря. Получается, что Руба, в 2017 году включённая в черту областного центра, вообще находится в провале земного шарика. Впрочем, как и сам Витебск.
…Одолел-таки гряду. Спуск оказался плавным. Немного прошёл обочиной международной трассы. По монументу-указателю карьера «Гралёво» понял, куда следует топать дальше.
В инете читал, что гравийка в карьер предназначена исключительно для движения карьерных самосвалов «БелАЗов», но пока ни одного увидеть не довелось. Спецтрасса широка и извилиста. Из посторонних объектов на ней довелось увидеть лишь маленького ужа.
Топаю. Вокруг уныние и однообразие: спереди и сзади мёртвая гравийка, по сторонам полуживые лиственные заросли. Полуживые они потому, что покрыты тонким слоем доломитовой муки. Хотя, судя по внешнему их виду, чувствуют они себя вполне нормально. А конца-края маршруту не видно.
Подгоняет каждый следующий поворот дороги: а вдруг он и есть съезд в карьер… Навигатор советчик плохой – показывает, что «белазовка» виляет по самому карьеру, поскольку не учитывает узкие полосы придорожных кустов. Прорваться же сквозь них никак не получится, ибо с головы до ног окажешься обсыпанным доломитовой мукой. Вот так примерно.
Так это всего лишь следы единичных соприкосновений с отдельными травинками…
Всё! Искать съезда в карьер больше нет мочи. А вдобавок ещё однообразно засиневшее небо непременно обрушит на землю нудный мелкий дождь; он уже сыплется с быстро нарастающим ускорением. Скорее назад, к монументу-указателю!
И только за бетонной глыбой увидел несколько «БелАЗов» - поодиночке выскочили из-под моста-эстакады и умчали в сторону Питера. А до автобусной остановки ещё далеко… А натруженная нога после аварии 22-хдневной давности хромать начинает - рана зудит, перевязки требуя. Да успокойся ты, окаянная, сам спешу тебя ублажить…
Спасибо вам, Верховье и Руба, за занимательный показ себя!
Сентябрь-2025.
![]() НРАВИТСЯ 4 |
![]() СУПЕР |
![]() ХА-ХА |
![]() УХ ТЫ! |
![]() СОЧУВСТВУЮ |