Родилась в Лепеле в 1992 году. Окончила школу №1 в 2009 году. В 2012-м закончила Полоцкий педагогический колледж по специальности "Туризм и гостеприимство", получив квалификацию "Турагент. Экскурсовод". Работала в отделе спорта и туризма Лепельского райисполкома инструктором-методистом, турагентствах "Лепельтур" и "Ланатур". Сейчас в отпуске по уходу за ребенком. Заочно учится на 5 курсе Барановичского университета по специальности "Экономика и управление туристской индустрией". Живёт в Лепеле.
НАЧАЛО.
Приглашаю гостей Лепеля и его обывателей совершить экскурсию по городу. Обещаю, что из этой прогулки почерпнёте много интересного, что не знали доселе.
Город Лепель является административным центром Лепельского района. В нем живёт более 17 тысяч человек. Всего в районе насчитывается чуть более 33 тысяч. Для сравнения: до войны в Лепеле жило около 13,7 тысячи, на селе чуть менее 44,5 тысяч. После освобождения Лепеля в июне 1944 года в районе жило чуть более 27 тысяч, а в самом городе 3862 человека. К 1946 году насчитывалось в городе более 5 тысяч, на селе почти 30 тысяч.
Впервые город упоминается в 1439 году, но археологические данные свидетельствуют о том, что в III столетии на западном берегу Лепельского озера вблизи нынешней деревни Старый Лепель существовало поселение. Именно там были воздвигнуты первые укрепительные стены деревянного города.
В истории Лепельщины как и в истории всей Беларуси глубокий след оставили балты, которые населяли эти земли задолго до прихода славян. По одной из научных версий именно балты назвали селение на острове большого озера Лепелем. Слово «Лепель», возникшее во II тысячелетии до нашей эры, имеет древнебалтские корни. Позднее появилось латышское «лепе» и литовское «лепеле», что означает «желтые кувшинки». Это растение повсеместно встречается на мелководье Лепельских озер. Поэтому желтые кувшинки являются визитной карточкой района и символом его природных богатств.
Но это далеко не единственные версии происхождения названия города. Еще одну версию связывают со словами «лепка», «лепить». И небезосновательно. С давних времен здесь было широко развито гончарное ремесло. Искусные изделия местных мастеров пользовались неизменным спросом у купцов, приплывших из дальних стран по Березинской водной системе. Возможно, в основе названия лежат белорусские слова «лепей» и «лепшы», что означает «лучший», «красивейший».
Какая именно из этих версий правдива, неизвестно, доказать их нельзя как и опровергнуть. Но не согласиться с тем, что Лепель – это действительно красивейший озерный город, где повсюду желтые кувшинки и большое количество талантливых мастеров, невозможно.
С давних времён Лепель располагался на пересечении главных транспортных и торговых путей, например, такого знаменитого как «из варяг в греки». Помимо того был частью знаменитой Березинской водной системы, построенной в начале XVIII века. Сейчас через Лепель проходят одни из основных транспортных магистралей Беларуси: дорога республиканского и международного значения М3 (Минск – Витебск), дороги республиканского значения: Р46 (Лепель – Полоцк), Р15 (Кричев – Орша – Лепель).
Начнём наше заочное путешествие с оживленной улицы Чуйкова, которая ещё служит дорогой республиканского значения Р68 (Сенно – Лепель – Мядель).
Два вокзала (автобусный и железнодорожный) ежедневно встречают большое количество гостей и местных жителей.
Поэтому улицу Чуйкова можно смело называть лицом нашего города. Растянулась она вдоль железной дороги, поэтому до середины 1980-х так и называлась – Железнодорожной.
В 1921-м был подписан мирный договор между Россией и Польшей, согласно которому более половины территории Беларуси отошло к Польше. Установленная граница нарушила целостность многих транспортных коммуникаций на западе СССР. Встал вопрос о необходимости изменения системы управления железными дорогами, восстановлении разрушенных и строительстве незавершенных, а также проектировании новых объектов.
В 1924 году Совет труда и обороны принял решение о неотложном строительстве железнодорожной линии Орша – Лепель. И строительство началось. По инициативе передовиков развернулось социалистическое соревнование за окончание укладки пути к 8-ой годовщине Великого Октября под лозунгом «Даешь Лепель к Октябрю!». Это удалось.
30 сентября 1925 года из Орши в Лепель пришел 1-ый поезд, на следующий день было открыто движение рабочих поездов. В постоянную эксплуатацию линия сдана 15 октября 1926 года.
Здание вокзала было деревянным, и сгорело во время Великой Отечественной войны. Старый вокзал дал название нынешней улице Лобанка, до второй половины 1980-х она называлась Вокзальной.
В 1930-31 гг. линия Орша – Лепель была оборудована электрожезловой системой. В годы войны партизанские отряды, действовавшие в районе дороги, не раз выводили ее из строя. Летом 1943 года было разрушено 40 км пути.
В 1937-м были начаты работы по строительству железной дороги Полоцк – Лепель – Борисов – Елизово. Она должна была стать продолжением меридиальной линии Ленинград – Псков – Идрица – Полоцк. Были начаты работы по возведению насыпи полотна в направлении Лепель – Борисов (следы этого строительства частично сохранились до наших дней).
Однако с присоединением Западной Беларуси в 1939 году надобность в этой линии отпала, но возникла необходимость выхода из Лепеля на запад, и были начаты работы по соединению Лепеля с линией Полоцк – Молодечно. Начало Великой Отечественной войны прервало строительство 89-километровой железной дороги Лепель – Крулевщизна.
Если бы все вышеперечисленные проекты строительства железных дорог были реализованы, а ранее действовавшие не были разрушены в ходе военных действий, то сегодня Лепель находился бы в числе железнодорожных узлов. Но судьбе было угодно сделать его тупиковой станцией Минского отделения Белорусской железной дороги.
В здании Дома отдыха локомотивных бригад, организован «Музей истории становления и развития железнодорожного участка Орша – Лепель», он открылся в 1989 году. Понятно, что в таких случаях штатного экскурсовода не положено, но если случаются посетители, экскурсии проводятся силами работников вокзала. В музее можно найти фотографии митинга железнодорожных войск по случаю прибытия первого поезда и фотографии партизан времён войны, которые устанавливают мины на железнодорожном участке Орша-Лепель.
А еще недалеко отсюда, вдоль улицы Чуйкова, рядом с рельсами сохранилось железнодорожное депо, которое было построено в 1926 году.
Само здание вокзала было построено в 1954 году.
К сожалению, боевые действия во время войны не только повредили железнодорожные пути, но и унесли множество жизней. И об этой трагедии нам напоминает памятник, который находится прямо перед входом на вокзал, на Привокзальной площади. Стоит Вам обернуться, и вы увидите преклонившего колено солдата. Он был установлен в 1961-м. Здесь находится братская могила советских воинов и партизан, погибших в 1944-м.
Старожилы Лепеля утверждали, что в 1941-1943 годах в городе было несколько лагерей для военнопленных. Основная их часть располагалась вдоль всей нынешней улицы Чуйкова, начиная от трассы Минск-Витебск, и заканчивая озером Святое. Тут похоронены и неизвестные солдаты, и военнопленные, и мирные жители. Так что улица Чуйкова является не только лицом нашего города, но и местом, где во время Великой Отечественной войны было убито огромное количество людей, улицей, которая практически от начала до конца была пропитана кровью.
Движемся по улице Чуйкова (Железнодорожной). Пропускаем примыкающую к ней улицу Лобанка (Вокзальную). Сворачиваем налево в следующую – Максима Горького. На пересечении её с улицей Калинина (Мопровской) находится краеведческий музей. Открыт в 1954-м на берегу Лепельского озера в деревянном одноэтажном здании бывшей конторы Березинской водной системы XIX века. При строительстве Лепельской ГЭС уровень воды в озере поднялся, улицу Березинская система затопило, и здание музея перенесли на нынешнее место. В 1959-м он возобновил работу.
В 1956 году музей состоял из одного зала: «Социалистическое строительство». После переезда в здании неоднократно проходили ремонты и обновления экспозиций, пристроено несколько новых залов, фондохранилище. Сейчас имеется шесть экспозиционных залов и более 17000 экспонатов основного фонда. Ежегодно проходит около десяти различных выставок. Самая известная из них – картин «Фарбы Лепельшчыны”, которая регулярно проходит с 1993 года.
Музей стал местом проведения встреч лепельчан с ветеранами войны, краеведами, знаменитыми земляками, поэтами, художниками. Именно в нем, благодаря колосальноу труду научных сотрудников, была проведена огромная работа по созданию книги «Память. Лепельский район». В будущем музей собирается переехать на улицу Советскую (Ново-Чашникскую) в реконструированное здание бывшего виноочистного склада, построенного в 1897-м.
Первоначально кирпичный виноочистной склад был одноэтажным с железной крышей, на каменном фундаменте. Построен как промышленное здание по типовому проекту для виноочистных и винокуренных предприятий уездных городов во второй половине 19 века. Создан в стилистике классицизма. Первоначально прямоугольное одноэтажное здание имело лишь восточную двухэтажную пристройку для подачи сырья. На крыше первого этажа были расположены печные трубы и вентиляционные окна. Двор имел электрическое освещение.
Склад перерабатывал спирт, поступающий с частных спиртзаводов. Один из них находился в деревне Двор-Торонковичи. Помещики по твердым ценам поставляли государству на переработку спирт. Было выгодно обеим сторонам. Владельцам спиртзаводов не приходилось заботиться о рынках сбыта, конкуренции. После переработки спиртные напитки продавали в «монопольках», которые так назывались от слова «монополия».
С 1917-го в здании виноочистного склада размещались земская управа, Лепельский уездный комитет партии и другие органы власти. В 1929-м здесь открыт педтехникум. В 1930-х пристроили второй этаж. В войну располагалось гестапо. После освобождения возобновило работу педучилище. В 1956-м открылась школа-интернат. История её продлилась 36 лет. На первом этаже здания были учебные классы, а на втором жилые помещения. Вскоре в двухэтажном здании на противоположной стороне разместились жилые помещения и медицинские кабинеты.
В 1992-м горсовет закрыл школу-интернат. На её базе открылась СШ №4. Здание бывшего виноочистного склада передано Центру детского творчества. Несколько лет назад СШ №4 закрыли, а ЦДТ переехал на ее место, поменяв свое название на Центр детей и молодежи. «Красное здание» (именно так именуют бывший виноочистной склад местные жители) теперь стоит пустое в ожидании возобновления реставрации и открытия в нем музея.
Реставрационные работы начались в 2012 году, но потом приостановились из-за недостатка средств. Учитывая тяжелую экономическую ситуацию в стране в течение последних лет, финансирования не предвидится. Поэтому в 2016-м райисполкомом объявлена благотворительная акция «Построим музей вместе» по оказанию спонсорской помощи. Как скоро реставрационные работы возобновятся пока неизвестно.
Написано в 2016 году.
СЛЕДУЕТ ПРОДОЛЖЕНИЕ.
НРАВИТСЯ |
СУПЕР |
ХА-ХА |
УХ ТЫ! |
СОЧУВСТВУЮ |