Сведения об авторе смотреть здесь.
(Продолжение. Начало смотреть здесь, предыдущую часть - здесь.)
Давно прошёл 1973-74 учебный год, а у меня так и стоит перед глазами: пальто нараспашку, ему всегда жарко, на шее никогда никакого шарфа, лицо добродушное, смешливое, располагающее к себе. Он, снимая комнату где-то рядом со школой, мог за несколько минут обернуться туда и обратно. Я не помню, чтобы его внешний вид когда-нибудь раздражал меня. Кажется, в этом плане он ничуть не отличался от других. Но что он очень одинок и как будто неприкаян, чувствовалось сразу. По вечерам он обычно сидел в учительской Домжерицкой средней школы, что-то читая, или смотрел телевизор. Никогда я не замечала его увлечения спиртным.
Что меня, старшую пионервожатую, сближало с этим человекам, который был меня старше лет на 15?
Скорее всего, существовала какая-то духовная связь. Несмотря на разницу в возрасте, мы могли с ним разговаривать часами. И всегда какая-то готовая тема для разговора была на подходе. Я всегда обращалась к нему на «Вы», он же держал меня с собой дружески на «ты». Наболевших тем у меня всегда было много. Меня мучили неразрешимые вопросы в отношениях с окружающими. И только он мог услышать от меня о моём душевном раздрае. Странные это были отношения – он рассказывал мне о себе, о своём разрыве с женой. Кажется, у бывшей жены остались от него дочь или сын.
Уже потом я нашла от него частично ответ на вопрос, что нас связывало. Я очень рано потеряла отца, училась тогда в четвёртом классе. Отец очень нежно всегда ко мне относился, часто повторял троим моим братьям, что они всегда должны защищать меня, потому что я девочка, и ведь у них одна.
А после смерти отца в доме продолжалось исключительно женское воспитание – мама, две бабули в Веребках и Гадивле, даже наша больная косноязычная тётка, инвалид детства, пыталась нас учить уму-разуму.
Я благодарна Виктору Ивановичу за чистоту наших отношений: никогда никакого пошлого или грязного намёка с его стороны, а для меня он всегда был непререкаемым авторитетом.
Очень хорошо к нему относились наши женщины-учителя, все без исключения жалели неприкаянного одинокого мужичка, которому пары не находилось и в Домжерицах. Любили его и дети.
Уважала я его ещё и за то, что он никогда и никому не позволял себя унизить. Даже выяснять отношения с директором школы он считал ниже своего достоинства, отвечал ему редко и прямо, на «ты» и на равных, что тот напрасно старается в лице Селюкова найти объект для воспитания.
Мне он тоже однажды преподал урок на всю жизнь. Я и теперь его науку вспоминаю с благодарностью.
В один из вечеров услышала в клубе очередную сплетню про себя. Заскочила в школу к Виктору Ивановичу огорчённая, не удержалась: за что такая нелюбовь ко мне, почему я всегда нахожусь в центре разговоров и сплетен? Он, глядя на меня, молчал в раздумье некоторое время. Казалось, хотел сказать мне что-то, и в то же время его удерживало что-то от высказывания. А потом его будто прорвало, он обрушил на меня целую тираду. А чего я хотела? А за что местным меня любить? Приезжают новенькие, заводят шашни с местными ребятами, потом женят их на себе, вот уже новая семья появилась, а местные девчонки остаются без женихов. Так за что любить местным девчатам и их матерям приезжих девиц?
Выслушав Селюкова, я опешила. Вместо желаемого утешения на меня как будто ушат холодной воды вылили. Вот он, весь Виктор Иванович в этом. Для него правых и виноватых здесь нет. Для каждой стороны есть своя правда.
Прошло много лет, а я долго помнила этот наш разговор с ним.
Понимал Виктор Иванович всегда и добрую шутку...
(Продолжение смотреть здесь.)
2021
НРАВИТСЯ 9 |
СУПЕР |
ХА-ХА |
УХ ТЫ! |
СОЧУВСТВУЮ |
На здымку - па беларуску! Былі такія часы, гэта ж, не як зараз, беларускамоўны клас?
БАРЫС вАлосаЎскі, У сельскіх школах тады ўсё было па-беларуску, за выкалючэннем падручнікаў для вывучэння рускай мовы і літаратуры.
Блукач ВАЛАЦУЖНЫ, у свой час быў сведкам таго, як дзяўчынка намалявала карову з сіськамі спераду! Сын хадзіў у маляўнічы гурток). Будзе такі час, калі па аналагічным фота будуць пытаць - А на каком это языке написано? Дажывем?
БАРЫС вАлосаЎскі, пачатак апошняга тысячагоддзя. У дзіцячым садку, што насупраць міліцыі, базаваўся першы клас гімназіі, а можа тады і СШ №2. Настаўніца папрасіла мяне правесці ўрок пра гісторыю і прыроду Лепельскага краю. 45 хвілінаў я распінаўся перад першакласнікамі. На перапынку размаўляю з настаўніцай. падбягае дзяўчынка і пытае ў яе:
- А дядя на каком языке рассказывал? По английски?
Мне і настаўніцы зрабілася няёмка.
БАРЫС вАлосаЎскі, ты прывёў прыклад пра карову, а я прывяду пра каня. У 1981 годзе адпачываў на турбазе "Саколля гара" ў Смаленскай вобласці. Экскурсійны аўтобус вёз поўны салон турыстаў на экскурсію ў Смаленск. Раптам хлопчык, які сядзеў ля вакна, закрычаў:
- Мама! Смотри - лошадка!
Увесь аўтобус кінуўся да правых вакон аўтобуса. Ля дарогі пасвіўся навязаны конь.
Мараль гэтага жыццёвага эпізоду ў тым, што на турбазе адпачывалі адны масквічы, за выключэннем мяне. На іх конь ля дарогі зрабіў такое ўражанне, як на мяне б слон. Іх атачаюць муры, а мяне тады даставалі коні неабходнасцю працаваць на іх. Кесару - кесарава.
Блукач ВАЛАЦУЖНЫ, жат ты, успаміны! Ехалі па дарозе, Эдзік - глядзі конік! Гэта не конік, а КОН!
Блукач ВАЛАЦУЖНЫ, а мемуар пра "Саколлю гару" быу цi будзе?
Мартин Минчук, мемуару пра "Саколлю гару" не было, нават не задумваўся над тым. 39 год прайшло. Аднак зацікаўленаму сучасніку было б цікава, як арганізавана адпачывалі сумленныя будаўнікі камунізму. І нават фотаальбом ёсць:
Найбольш уразіў мяне там надпіс на мармуровай дошцы звонку сцяны чыгуначнай станцыі Пачынак, што аж занатаваў яго ў альбом:
Гэтыя словы напісаў рускі паэт Твардоўскі, які нарадзіўся ў Пачынку.
Хутчэй за ўсё назва турбазы перакладаецца на белмову як "Сакаліная гара".
Анна. А замуж вышла за местного (Домжерецкого) , или позже?
Микола Паравоз, не ведаю, што адказала б Ганна, а за мой адказ за яе магу атрымаць па лысіне ад яе ж. Замуж выйшла за піцерскага міліцыянта, а па паходжанні арлоўскага мальца. Гэта быў лепшы сябра ў маім жыцці. Чорта тварылі разам. Пра замужжа Ганна ўзгадае наперадзе.