Сведения об авторе смотреть здесь.

Всматриваюсь в правую обочину дороги из Лепеля в Докшицы, следующей через Пышно и Березино. Вот уже границу между Лепельским и Докшицким районами проехали, а место пересечения асфальтом одного из фрагментов насыпи несостоявшейся железной дороги Лепель-Крулещизна никак не могу определить. Впереди асфальт контрастно переходит в гравийку…
Кажется, вот на этот съезд сворачивал на своём драндулете в 2019 году, и проложенная ровно по железнодорожной насыпи лесная дорога привела меня в тупик, поскольку мост через образовавший его ручей построить не успели – началась война (фото 2019 года).

Скомандовал тормозить. Васьки, Шкиндер и Хацкевич, выходят на обочину. Веду их по разбитой лесовозами лесной дороге. По обе её стороны прокопаны узкие канавы. Похоже, что делалась насыпь. Она пряма, но слишком широка и низка для устройства железнодорожного пути.

Слишком долго идём. Начинаю сомневаться, та ли это дорога. Проходим штабеля заготовленных хлыстов, большую свежую делянку. За ней лесовозная дорога исчезает, продолжается обычная лесная. Уже топаем почти два километра, а та была вдвое короче. Утешает то, что навигатор впереди рисует светло-зелёное пятно большой поляны и ручей за ней, сотворивший тупик для насыпи.
Но дорога вдруг повернула влево и стала обходить поляну. Ручьём оказалось высохшее русло. Признаюсь, что веду друзей неправильно. Поворачиваем назад. Напротив мнимой поляны направляемся к ней и идём напролом, благо одолеть следует всего метров четыреста.

Идти напролом нетрудно. Вывернутые коряги обходятся легко. Почву покрывает мягкий мох. Моросит еле ощутимый лысиной дождик. Наконец сквозь стволы сосен улавливается лёгкое просветление. Навигатор подтверждает, что это и есть искомая поляна.

Спешим к светлому месту. И останавливаемся в разочаровании.
Взятая для удобства навигации спутниковая карта слишком переусердствовала, вернее, это сделал её творец спутник. Из поднебесья он увидел светло-зелёную брешь в окружающем её море тёмно-зелёных крон хвойных деревьев, которые первоначально прятали от космического объектива лесные дороги. Соответственной получилась и карта.

В общем, поляна, к которой мы так стремились, оказалось небольшой болотиной, поросшей невысокими берёзками. Они-то своими кронами и сотворили светлую плешь в тёмной зелени карты.

Стало понятно, что ни о каком фрагменте насыпи не может быть и речи. Надо возвращаться. Признаюсь, что заплутал, надо возвращаться назад и поискать насыпь с мостом над ручьём по ту сторону асфальта. Хорошо, что хоть Васьки не укоряют за ошибку своего поводыря.
Перевалили через асфальт. Прочесали лес параллельно и перпендикулярно дороге. Нет насыпи! Звоню ВАСу, который недавно посещал мост, к которому мы стремимся, но найти не можем. Описываю наши поисковые мытарства. И он легко решает проблему. Оказывается, мы слишком далеко отъехали от телевышки, которая стоит справа от асфальта - в присланной им схеме я не разглядел её.

Вдобавок ВАС провёл словесную инструкцию, куда нам двигать дальше. Пошли, ориентируясь по снимку его маршрута, устным указаниям.
Электролиния от вышки. Дорога вдоль неё. Ручей. Поворот направо. Заболоченная пойма ручья. Глухой хвойный лес. От невидимого пока ручья уходит просека в сторону асфальта.

И тут меня осеняет:
- Так это же и есть насыпь! Заканчивается перед ручьём по причине неготовности переправы.
Выбираемся из болота, дабы убедиться в моём определении. Мнение одно: наконец-то!

Спускаемся в низменность, чтобы следовать к вожделенному мостовому недострою.

Вот каким сфоткал мост ВАС пару дней назад.

Чтобы перебраться через затерявшийся в собственном разливе ручей, пришлось прыгать с кочки на кочку - противоположный возвышенный берег показался более удобным для привала. Можно разжигать костёр.

Вода вокруг моста оказалась коричневой, застоявшейся. Наполнять чайник пошли со Шкиндером во фрагмент ручья, затерявшийся среди кочек.

За перекусом обсуждали недостроенный мост. Грандиозен! Создан из тёсаных сцементированных камней.

Один фрагмент такой массы оставлен неподалёку от нашего табора. Заметили насыпь и на нашем берегу. Длилась она сотню-две метров и исчезала перед болотом.
Довольные успешным завершением скитаний, к машине возвращались по насыпи. Показал Васькам воронку чуть в стороне от несостоявшейся железки (фото 2019 года).

Охали и ахали в размышлениях, какой же боезапас мог сотворить такое углубление в земле: 500-килограммовая бомба не потянет, если только 1000-килограммовая… Но были ли такие в войну?
При приближении к асфальту насыпь сровнена с окружающим ландшафтам. За ней она продолжается туда, куда стремились попасть в начале дня, однако я ошибочно повёл бродяг иной, более отдаленной от Лепеля дорогой.
На асфальт взбираться не стали, а пошли к вышке живописным бором. И сделали правильно, поскольку по пути нашли извилистые окопы и пару обрушившихся блиндажей. Происхождения их не поняли, поскольку автомобильную дорогу из Лепеля в Березино строили пленённые мирные жители, в том числе и лепельцы. Параллельно продвижению строителей перемещался и концлагерь, в котором на протяжении нескольких лет содержались строители. Они размещались в наземных пародиях на жилище. Фронт здесь не задерживался. Вероятнее всего в блиндажах несла службу охрана объекта. Но зачем тогда они соединялись по-фронтовому извилистыми траншеями? Очередная загадка истории, которую разгадывать некому. Нафиг это сдалось современникам!
Ноябрь-2025.
![]() НРАВИТСЯ 6 |
![]() СУПЕР |
![]() ХА-ХА |
![]() УХ ТЫ! |
![]() СОЧУВСТВУЮ |
Магчыма акопы партызанскiя з часоу блакады.
Марцiн , магло быць так, бо даўжыня іх нязначная - некалькі дзясяткаў метраў усяго. Але звілістыя, як і франтавыя.