Сведения об авторе смотреть здесь.
Эврика! Кажется, есть ответ на одну из исторических тайн. Возврат к теме приэссенского Мыса (фольварк Заболинъ на карте 1810-1816 годов) «подтолкнул» к разрешению другой темы. Я уже писал (см. документы на «Прозе.ру») о древнем речном маршруте «Vla A». Он начинался у Березины, а заканчивался на Западной Двине, в устье современной Уллы.
Лежал он через Берешчу.
Не зря обвод Старожитного места Лепельского протягивается длинной «кишкой» - выступом на юг, к перевалу, с Берещинским островом и озером Оконо. Далее обвод поворачивал на север, к Лепелю, и назывались промежуточные пункты (к сожалению, привязать их к сегодняшней местности пока что невозможно).
Обвод охватывал часть западного лепельского берега, уходил к Дубам (ориентировочно это район старолепельского острова-полуострова) и далее пересекал озеро, устремляясь по восточной стороне к Улле и округляя старожитное место. Последней точкой обвода называлось «Коповище по Великий бор». Где это было?
Ученые-историки доказывают, что все обводы заканчивались там, откуда начинались.
А начинался «лепельский» обвод, составленный княжеским наследником Друцких-Соколинских в 1580 году, с Эссы. Входя в нее в старожитном Лепеле, Друцкий плыл вверх до поворота на Берещу. Ее речку он называл «Березчызной».
А до него, в 1563 году, край описывал Василий Низовцов, которому поручалось обследовать южные рубежи былой Полоцкой земли. Он плыл так же, как и княжич, только в обратном направлении. Берещицкая река у него не «Березчызна», а «Берещица». Но это единственное отличие. Из Берещицы он вплывал в Эссу (тогда Ясу) и по ней протягивал рубеж к Лепелю. В его описании находим ссылку на тот же «Великий бор». После вхождения в Эссу, Низовцов фиксировал Точный мох, затем Глинные горы и, наконец, Великий бор. Он определял его координаты «позади», то есть, Эсса текла «позади Великого бора».
Кто знаком с приэссенским левым берегом, тот знает, что он там высокий, и к воде подступают мачтовые сосны. Бор буквально нависает над рекой.
«Вялікі бор гукае каранямі»! «Великий» он потому, что помогал людям жить, а еще и потому, что занимал огромную территорию, да такую, что хозяева Франопольской волости, на которой располагался, еще в 1891 году не могли определить размеры.
Как видим, Великий бор выступал ориентиром в составленном обводе, его конечным топонимом, в связке с Эссой и Уллой. А предшествовало Великому бору «Коповище». Исходя из изложенного, можно с большой вероятностью утверждать, что Коповище было в устье Эссы, а если «пристегнуть» Великий бор, то определенно на левой стороне, в области приэссенского Мыса (фольварка Заболинъ). Коповище – это сходка, собрание местных жителей, чтобы решить земельные споры, по сути, вечевое собрание. В 1580 году древние традиции напоминали о себе, хотя формировалось уже новое государство – Речь Посполитая.
Так как Коповище в одной связке с Великим бором, то это район устья Эссы. Там собирались наши предки, чтобы решить проблемы. Где-то там называлась также церковь Святого Николая (1563 год). Вера помогала одолевать сомнения. Думается, это район современного Святого озера, Люсинец, Кулешей, откуда густые леса уходили на юг, в сторону Берещи, и чрез который вела давняя дорога из Полоцка на юг, к Днепру.
2024
![]() НРАВИТСЯ 6 |
![]() СУПЕР |
![]() ХА-ХА |
![]() УХ ТЫ! |
![]() СОЧУВСТВУЮ |