20 фев 2025 в 08:20 — 4 недели назад

168-й личный мемуар о красной эре. УЛИЧНЫЙ БАНДИТИЗМ В СОЦИАЛИЗМЕ. Валацуга

Тема: Личные мемуары о красной эре     Сегодня: 2, за неделю: 8, всего: 555

Сведения об авторе смотреть здесь.

 Про пьяные драки на танцах в эпоху строительства коммунизма все в ней рождённые, слышали, а многие даже участвовали. Поэтому скажут: экая невидаль, что кулаками или палками помахались, никого же не убили. Поэтому мои разглагольствования о личном участии в юношеских драках или описания их с натуры ничего нового не внесут в общественное мнение о безопасном характере уличной обстановки в период брежневского Застоя. «Сейчас хуже»,- скажут приверженцы социалистического образа жизни. А так ли это на самом деле?

 В этом моём личном мемуаре о красной эре я не буду приводить в пример собственный взгляд на практически настоящий уличный бандитизм, который проявлялся во всех без исключения городах Советского Союза, в некоторой степени он был даже моден в среде ухарской молодёжи. Так вот, чтобы оценка тогдашнего правопорядка не казалась предвзятой с одной точки зрения, предлагаю суждение о том тогдашних очевидцев.

 Вот личный дневник моей    сестры Ани Серёгиной (Шушкевич) из далёкой Брежневской эпохи на эту тему.

 Я из дневника Ани в этот мемуар помещаю лишь абзацы и комментарии, конкретно касающиеся темы. Полную запись о пребывании автора в Витебске можно найти в интернете по ссылке: https://blukach.by/post/2186. Заголовок говорит сам за себя: «Бандитский Витебск».

 «24 октября 1971 года. Воскресенье. Уж такой этот для меня месяц: никак не могу ничего спокойно записать. Начну сразу же с того дня, когда писала дневник в последний раз.

 В Витебск мы договорились с Ниной ехать вместе. Пришли на остановку. Моросил дождик. В автобусе было много людей. Ольга Богданович тоже в этот день отъезжала в Донецк.

 Приехали с Ниной в Витебск в десятом часу ночи. К ней подошли две подружки из ветинститута. Я Нину раньше просила, и она сейчас девчонкам предложила, чтобы провели меня до моего общежития. Они согласились. Мы с Ниной шли впереди за руку, а сзади две девушки несли Нинину сумку. Подошли мы к проклятущему мосту, на котором обычно случались всякие неприятности с нашими девчонками.

 

 Мы тоже шли по мосту, и вдруг нас сзади нагнали пять парней.  Они начали ругаться, говорили всякие гадости, один решил меня подпугать, сделал вид, что падает на меня. Они издавали какие-то нечеловеческие звуки, слава богу, что ещё рукам воли не давали».

 Сейчас вынужден прерваться и показать подлинную страницу из дневника, чтобы в дальнейшем избежать наездов на мемуариста с обвинением его в том, будто он сам сочинил сей миф о Кировском мосте, чтобы опорочить образцовый правопорядок в советской стране. Убедитесь, что переписано слово в слово, буква в букву.

 

 «Они начали ругаться, говорили всякие гадости, один решил меня подпугать, сделал вид, что падает на меня. Они издавали какие-то нечеловеческие звуки, слава богу, что ещё рукам воли не давали.

 Мы шли медленно, и они не обгоняли нас, но и не отставали. Но потом уже, перед самым моим общежитием, пошли вперёд. Я тоже пошла в общежитие. У меня самой было очень противно на душе, да и перед девчонками неудобно, ведь во всём была виновата я.

 В общежитии я обо всём рассказала девчонкам. Почему в Витебске нельзя спокойно пройти по улице?

 Я получила от Нины письмо. Она мне вот что написала. Когда они в тот день, когда провожали меня, возвращались назад, то их снова на мосту переняла новая шайка, 5 человек. Они прицепились к одной девчонке, закрутили ей руку, а потом отпустили. Боже мой, что творится на свете»!

 Скажете: так это же Витебск, заурядный случай приставания парней к девушкам. В Лепеле такого не было. Чтобы так не думали, предлагаю комментарии к вышеизложенной публикации.

 «СМК 15 сен 2022 в 08:57 — 2 года назад. Точно подметила Анна. В начале и середине 70-х годов во многих городах Витебской области была какая-то непонятная концентрация хулиганствующей молодёжи. Подростки и молодые парни собирались в компании и отдельными группами шатались по окрестностям. Хулиганили, задирали прохожих, устраивали драки. В основном эти стаи формировались по территориальному принципу. Например, в Орше были "Льнуха" и "Вокзал", в Витебске - "Марковщина" и "ДСК". Насколько я помню, в Лепеле тоже были антагонисты - "Песчанка" и "Советская". Вроде ещё и "Плинтовка" к ним потом добавилась. Может что и путаю я про Лепель, ведь не местный я тут был. Что примечательно, между собой эти группировки конкурировали и даже враждовали, а просто людям докучали они все! Эти группировки представляли собой какую-то странную субкультуру. В них были неформальные лидеры, так называемые "короли", и даже "королевы". Милиция пыталась их разгонять, а им только это и нужно было! Развлекуха!

 Блукач ВАЛАЦУЖНЫ 15 сен 2022 в 09:48 — 2 года назад. СМК, в описанный Анной период моё окружение парней боялось витебского Кировского моста. Говорили, что пойманного на нём одиночного прохожего ублюдки заставляют спичкой измерять длину моста от места задержания до края переправы, на котрый направляется пешеход. Ленивого подгоняют пинками. А в в то время одним из главных лепельских заводил считался мой троюродный  брат Витька Тухто по погонялу Партизан. Анна как-то описывала, как на железнодорожном вокзале к ней прицепились злоумышленники, и она им сказала, что знает Партизана. Сразу испуганно отцепились. Партизан сидел на вольном поселении за то, что бросил на землю капитана милиции Шевкуна. Я был в суде. Запомнилось описание Шевкуном процесса драки:

 - Он так сильно обхватил меня сзади, что я не мог применить свои соответствующие профессиональные навыки обороны.

 СМК 15 сен 2022 в 11:11 — 2 года назад. Помню я этого Партизана. Здоровый был хлопец. Мы его однажды брали на областной турслёт специально для участия в соревнованиях по гиревому спорту. Было это уже в 80-х, и был тогда Витька тише воды, ниже травы. А причуды у хулиганствующих группировок были разные. У оршанских ублюдков было развлечение - поймать какого-нибудь деревенского парня и заставить его нести спичечный коробок, придерживая его двумя спичками. Это вроде как тот на мотоцикле едет. Ещё и рычать заставляли как мотоцикл. Если кто коробок ронял, ему давали крепкого пинка. В моём родном городе таких группировок не было. Да, кучковались ребята обычно со "своими", то есть со знакомыми по месту жительства или учёбы. Но вражды не было. Я до сих пор горжусь тем, что у нас даже в драках соблюдались определенные правила. Дрались обычно один на один. И самое главное - упавшего не пинали! Я был в шоке, когда именно а Лепеле увидел такую тактику - уронить противника, а потом запинывать его всей толпой.

 ТНИ 15 сен 2022 в 15:54 — 2 года назад. Как тут не запутаться молодому человеку? Вроде большинство пенсионеров с ностальгией твердят, что в СССР был порядок, стабильность, вера в завтрашний день, бескорыстная готовность прийти на помощь и высокая мораль. А вы тут - про молодёжные группировки, издевающиеся над советскими людьми, с которыми не могла справиться милиция».

 Это не все комментарии, я опустил, может, самые интересные, поскольку они не касаются темы мемуара об уличном бандитизме в социализме, а дискуссия ведётся о том, кому жилось весело, вольготно в СССР. Если интересно, найдите в интернете и почитайте. Я же возвращаюсь к уличному бандитизму, но уже не в краю далёком, а в самом Лепеле.

 Вот ещё один день из дневника Ани Серёгиной с красноречивым заголовком: «Лепельский вокзал - пристанище хулиганья».

 «7 апреля 1972 года. Пятница. Сергеев автобус мог прийти с минуты на минуту, а может быть, уже и пришёл. Я его подгоняла, говорила, чтобы он уходил, но он всё медлил. Наконец начали прощаться. Он до боли сжал мою руку, так что я даже ойкнула.

 Они ушли с Толиком.

 А я осталась сидеть одна. Почему-то сейчас о Сергее я начала думать совсем иначе. Если бы его кто-то взял в руки, то он стал бы совсем другим человеком.

 А на вокзале не было света. Уже начало смеркаться. Людей на вокзале почти совсем не было. Коля Зубович не пришёл. А я бы тогда и ему была очень рада. Тут пришла ко мне Надя Кривко. Побыла со мной немного и ушла домой к тётке.

 А ко мне прицепились какие-то парни. Ходят они ещё, по-видимому, в школу, но ведь такие и бывают самыми противными. Сначала я ссорилась с ними, словно шутя. Старший мне уже в любви признавался. От дурачьё. Чёрт меня дёрнул за язык сказать, что я уже работаю. Притом работаю в школе, старшей пионервожатой.

 А потом уж они начали лезть обниматься. Я начала громко ругаться с ними, огрызалась на каждое слово. В вокзале появились две женщины, я пошла к ним. Там сидели ещё два парня, два солдата. Но ни один из них не вступился за меня. Боялись слова сказать. Я всех их ненавидела и презирала в то время.

 В городе уже зажглись фонари, а на вокзале всё ещё было темно. Там, где я сидела, было так темно, что нельзя даже было различить рядом сидящего человека.

 А потом снова прибежали те двое. Устроили крик на весь вокзал. Снова прицепились ко мне. Я чего только им ни наговорила. А в душе меня всю трясло от ненависти, страха, беспомощности. Они снова ушли. А свет всё не загорался.

 Потом где-то в одиннадцатом часу загорелся свет. Людей в вокзале уже немного собралось. Те двое снова пришли, привели с собой целую шайку. Они вдвоём снова подошли ко мне, но даже прикоснуться ко мне боялись, знали, что я могу уже свободно устроить скандал.

 Они отошли к своей группе и начали говорить обо мне. Я их не видела, но голоса их слышались отчётливо. Вдруг я услышала, как кто-то из них произнёс с удивлением:

 - Пионервожатая?

 Через несколько минут ко мне опять подошёл один из тех двоих, старший. Но что с ним стало? Он как будто поник, присмирел и словно чувствовал себя неловко. Я молчала. Он минуты три стоял молча, а потом спросил:

 - Ты знаешь Витьку Тухто?»

 Сейчас я перервусь и покажу подлинную страницу из дневника Ани Серёгиной, дабы не говорили, что это всё авторский вымысел. А потом наберу текст на клавиатуре.

 

 «Я вначале молчала, а потом проговорила:

 - Ну, если знаю, так что из этого?

 Тогда он снова:

 - Он твой брат, да?

 Я не отвечала.

 - Он там тоже стоит. Он стесняется подойти. Иди, он тебя зовёт.

 Я промолвила:

 - Никуда я отсюда не пойду.

 Он ещё постоял немного около меня и ушёл. Больше они меня не трогали, хотя их хохот и выкрики слышались в вокзале ещё добрых полчаса.

 Господи, если бы не было того дня, когда я виделась с Витькой, что бы было в тот вечер. Они бы не оставили меня так легко в покое.

 Только после их ухода я смогла вздохнуть свободно. Даже поспала немного.

 А в первом часу ночи я открыла глаза, посмотрелв вокруг и увидела знакомое лицо. Вовка Харитоненко, Нины Пытько двоюродный брат, болтал с какими-то девчонками. Увидев меня, он раскрыл глаза от удивления. Сразу же подошёл ко мне.

 Проболтали с ним около часа. Он тоже с целой группой парней околачивался на вокзале. А потом они ушли. А вскоре была и посадка на поезд».

 Ну, а теперь комментарии.

 «Блукач ВАЛАЦУЖНЫ15 окт 2022 в 07:25 — 2 года назад.То ли в 80-х, то ли в 90-х годах в редакцию районной газеты анонимно пожаловалась сотрудница Лепельского вокзала Фаина Демко на своё руководство, что оно закрыло вокзальный зал ожидания на ночь. А как быть тем, кому надо ждать ночного поезда, или пассажирам, приехавшим ночным поездом, досидеть до утренних автобусов? Я пошёл разбираться с ситуацией к директору вокзала Кареву. Он разъяснил, что местная шпана превратила зал ожидания в ночную тусовку и даже объект совершения хаотичных половых актов. Поэтому приняли решение на ночь зал ожидания запирать на замок. Кому же надо дождаться ночного поезда или же утра с вечернего поезда, пропускают через дежурный вход. К тому же в привокзальном двухэтажном доме отдыха бригад имеется дешёвая гостиница для всех. Решение очень правильное. Позже, уже в 90-х точно, я описывал ту гостиницу. Жаль, что из-за мороки с ней пришлось отказаться от удобной для пассажиров услуги.

 Таким образом Лепельский железнодорожный вокзал очистился от блатной шпаны. Какова обстановка там сейчас, не знаю. Почему-то думается, что таких школьных придурков, как описывается в дневнике, вообще нет - общество лишило их вседозволенности.

 СМК15 окт 2022 в 09:05 — 2 года назад. Блукач ВАЛАЦУЖНЫ, уверен, что было это уже в 90-х годах. В 80-х я сам в Лепеле жил и не припомню такого. А я там совсем недалеко жил, да и пользовался вокзалом часто. А насчёт общества и лишения шпаны вседозволенности... По моим наблюдениям, сейчас вся эта шпана в центр города перебралась. На Пятачок и к бане под навес...

 Блукач ВАЛАЦУЖНЫ16 окт 2022 в 16:53 — 2 года назад. СМК, не спрачаюся, бо адносна першай тваёй заўвагі мог сапраўды пераблытаць два сумежныя дзесяцігоддзі, а наконт аздараўлення паводзін сучаснай моладзі я так і сказаў у сваім каменце, што так мне толькі думаецца, бо не ведаю сапраўднай сітуацыі.

 С момента опубликования дневника моей сестры, написанного в 1972 и 1971 годах, прошло более двух лет. За это время я не изменил своего мнения о хулиганствующей молодёжи на городских объектах, т.е. по-прежнему считаю, что ныне городская среда стала значительно чище от желторотой шпаны, чем то было в период строительства коммунизма.

Февраль-2025.



Метки: Анна Серёгина, Анна Шушкевич, Гадивля, Лепель.

НРАВИТСЯ
5
СУПЕР
ХА-ХА
УХ ТЫ!
СОЧУВСТВУЮ





21 фев 2025 в 14:52 — 3 недели назад

Первая фоточка то явно не хулиганы, а революционеры... А так банальные истории. Сейчас можно и на нож нарваться. Многие с оружием ходят. В Лепеле то вряд ли, наверное. Тупорылых всегда было. И девочек все любили. Просто ухаживания они же разные. Кто цветочек подарит, портфель донесёт в школе. А кто под юбочку залезет или пивом обольёт. Тоже ухаживание, типа. Я вот вспоминаю школу, класс так 7ой. 14 лет - самый возраст начала познаний женского пола. Бедные наши девочки... Но "опыт - сын ошибок трудных", как известно. И драки бывали между районами. Самые жуткие, если уж брать СССР, так это Татарстан, Калмыкия. Да вот фильм "слово пацана". История ...



21 фев 2025 в 16:03 — 3 недели назад

SeRJ, коротко: мне ходить по ночному постсоветскому Лепелю в разы спокойнее, чем по советскому. Девахам тоже. Так считаю.



23 фев 2025 в 01:26 — 3 недели назад

Блукач ВАЛАЦУЖНЫ, совершенно с тобой согласен. спасибо, президенту. Он порядок навёл. У нас такого нет, к сожалению....

1


23 фев 2025 в 12:47 — 3 недели назад

В 70-ых – 80-ых в провинции ещё было население. Даже в деревнях. Соответственно была молодёжь и подростки. Т.е. было кому хулиганить. Была “преемственность” от откинувшегося папы сыну-подростку. Сегодня население уменьшается. Причём резко. Умные молодые толпами валят за границу. Молодёжь даже с зачатками мозга уезжает в Минск, Витебск. В провинции остаётся интеллектуальный шлак. Половина из них идёт служить в милицию, вторая половина быстренько самоликвидируется через бырло/наркоту. Преемственности нет, т.к. провинциальные экс-сидельцы на воле долго не живут. Примером эти опустившиеся алко/нарконавты быть не могут. Ну, и не забываем, что для формирования преступного сообщества нужно это самое СООБЩЕСТВО. А откуда ему взяться, если подростки всё свободное время тупят в гаджеты. Им не до общения. А без общения сообщество не формируется. Как результат - некому хулиганить. Да и о второй “половине” не забываем. В моём детстве я всех ментов своего райцентра знал не только в лицо, но и по имени. Сейчас же их столько, что список на одном листе А4 10-ым ариалом хрен поместится. При том, что в районе население уменьшилось вдвое, в райцентре – на 30%

2
1


23 фев 2025 в 13:27 — 3 недели назад

tps_vitebsk, цяжка спрачацца: усё так і ёсць.

2
1




Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий




Темы автора





Популярные за неделю







Яндекс.Метрика
НА ГЛАВНУЮ