Сведения об авторе смотреть здесь.
Горами в беларусском понятии не удивишь беларуса, если только он не полешук, где даже небольшая возвышенность в диковинку. У нас же они повсюду практически прут из-под земли. Даже в Лепеле. Вот ступите с Вокзальной площади на улицу Будённого, и взору предстанет далёкая заозёрная перспектива. Пройдите немного вниз, к базару, и она приблизится, расширится.
В детстве, иногда приезжая в огромный город Лепель из захолустной Гадивли, сей видок приводил меня в восторг и уносил в радужные грёзы, как я шагаю по гигантскому граду Полоцку в окружении солнечного света, парковой зелени и старинных каменных строений. Мне почему-то казалось, что он именно там, ещё дальше, за обозримыми далями, хотя на самом деле древний районный населенный пункт находится чуть ли не на 90 градусов правее.
Горы всегда меня восхищали. Они стремятся ввысь. С них открывается взгляду далёкий кругозор. Вот стою на Борисовском тракте между Гадивлей и Сталюгами, смотрю на северо-восток и уже знаю, что там, за зелёно-сизыми волнами лесных массивов, кипит неизвестной мне жизнью большое село Волосовичи. Когда окончу школу, обязательно туда съезжу и посмотрю, как там люди живут, в какой природной среде обитают…
Думаю, не делаю открытия сими урывками детских грёз, поскольку каждого уносили в мечты открывшиеся взгляду горизонты с полевых гор. А может мне это только кажется? Может лишь я один такой мечтатель…
В общем, нашему краю повезло, что богат на горы. И что у нас приводит в восторг южных беларусов, для нас то обыденная картинка. Только вот по жизни меня мучает один вопрос: как вырастают горы из болота? Их обычно называют островами в смысле болотными. Они всегда загадочны, часом даже спасительны - на одном таком острове в Домжерицком болоте довелось ночевать и мне во время сбора клюквы: не хватало сил возвратиться на материк.
Есть, скажем, между Минским шоссе и Веребками мрачное болото Делянка.
И вдруг среди низменного мрака и непроходимости вырастает крутая гора, да такая, что без дополнительной опоры по её крутому склону можешь даже и не взобраться.
А уж коль вскарабкался, можешь релаксироваться на полную катушку.
Гора сия носит имя моего деда Таренты - Тарентовой называется, поскольку до революции принадлежала ему, распахивал горную крутизну.
Но речь пойдёт не о Тарентовой горе. Героем сюжета станет другая, совсем глухая гора, поднявшаяся из ещё более глухого болота…
…Начало зимы 2002 года. Мороз очистил небо от туч. Утреннее низкое солнце беспрепятственно рассылает невидимые лучи параллельно земле. Искать знакомую с детства гору в заболоченную пущу, занявшую левобережную пойму Эссы между Гадивлей и Рудней, соглашается брат Васька.
За нами увязывается его гражданская жена Светка.
Едва приметной дорогой пересекаем лиственный низкий лес, чтобы сократить путь из Гадивли к Эссе. Конкретная задача похода стоит передо мной. Моих спутников интересует мой рассказ, и они собственными глазами хотят увидеть редкий природный объект.
…Как уже отмечалось выше, гора среди поля или леса не вызывает никакого удивления. Много их наделал ледник во время нашествия на наши места в доисторический период. А вот как образовалась круглая высокая гора среди болота? О том, может, и знают учёные, однако для простых людей это остаётся загадкой.
Небольшие острова, поросшие высоким лесом, даже долгие веретеи довольно часто встречаются среди болот. Настоящих же гор - единицы. Вот теперь и идём искать именно такую гору в настоящем болоте.
Запомнилась сия гора мне со школьных лет. Каким-то образом забрались на неё вместе с другом Толиком Кругликом.
Играли на болотном острове, поросшем гигантскими елями и соснами, к которым не смогли подступиться лесозаготовители. Фотографировались...
...Эссенский заливной луг полностью взрыли дики. Будто мотыгой подняли дёрн на большом расстоянии. Снег только присыпал землю. Мороз соединил речные берега, однако местами стремительное течение мешает залатать последние промоины.
Длинные Велевские пожни упираются в борок, подступивший к самому староречью. Тут надо поворачивать перпендикулярно руслу.
Заглубляемся сначала в густой ельник. Стараюсь в памяти восстановить маршрут, может, сорокалетней давности.
Ельник редеет. Многие ели отжили своё, сломались над землёй. Иные ветер вырвал с корнями и побросал крест-накрест. Много давно поваленных стволов прижались к земле, вместе с ней обросли сплошным ковром мягкого мха. Мёрзлая земля делает путь лёгким. Мешает только поваленный бурелом.
Впереди горы не видно. Солнце освещает лишь вершины елей, а сквозь густые толстые лапки лучи не могут протиснуться.
Вдруг со стороны замечаю, что деревья начинают расти выше болотного уровня. Гора!
Больше напоминает эллипс, чем круг. Не такая уж и большая, какой хранят её детские воспоминания. Деревья карабкаются на самую вершину. Упавшие образуют завалы. Склоны и центр горы сверлят около двух десятков лисьих, барсучьих или енотовых нор. Песок возле них жёлтый, однако, отпечатков звериных следов не видно.
Теперь уже солнечному свету не мешают вершины расположенных ниже болотных деревьев, и он оранжевым цветом освещает стволы горных елей. Окружающее великолепие создаёт впечатление ласкового весеннего утра, однако его сразу же разрушает ощущение 11-градусного мороза.
Чтобы лучше запомнить безымянную гору в безымянном болоте, разводим костёр из сухих еловых ветвей. Греемся. Васька диву даётся, что пятый десяток лет живёт в Гадивле, а не знал о таком чуде природы у себя под боком.
Ориентируясь по солнцу, назад идём другим путём. Заглубляемся в болото. Находим тупиковую канаву. Шагаем по её льду, пока дно не поднимается до уровня поверхности болота. Снова идём им напролом. Выходим в сосновый бор. Противопожарная вспашка приводит на лесную дорогу. Берём направление на Гадивлю.
…Нашёл один из объектов детства, который около четырёх десятков лет не давал покоя сердцу мыслью: есть ли всё же чудо-гора среди болота, или же это всего лишь детские грёзы?
Прошло ещё 22 года. И снова стала вспоминаться болотная гора в эссенской пойме, звать к себе. Однако сам уже к ней не доберусь - сопровождать некому: за это время ушёл в мир иной Васька, покинула Гадивлю Светка…
Март-2025
![]() НРАВИТСЯ 11 |
![]() СУПЕР 1 |
![]() ХА-ХА |
![]() УХ ТЫ! |
![]() СОЧУВСТВУЮ |
Камент Васіля Азаронка з Юрмалы і адказ на яго Блукача Валацужнага з Лепля:
Цікава пра гару. Гаворыш, яна пад Велеўшчынай?Такія горы - вынік ледніковага дзеяння. У нашых краях іх многа - гэта "асколкі" двух узвышшаў: Пышнянскага і Лукомскага. Імі насычана малое міжрэчча - вобласць паміж Эсай, Бярэшчыцай і Беразіной. Таму яны нібы ў балоце.
Многія з такіх гор служылі арыентырамі пры перасячэнні - пераходзе з Балтыйскага мора ў Чорнае. Таму яны ўшаноўваліся ўражэнцамі з даўніх часоў. Напрыклад, Высокая гара пад Бачэйкавам служыла прытулкам для набожных людзей.
Гара, пра якую ты напісаў, знаходзіцца таксама ў вельмі знакавым месцы. Непадалеку быў самы кароткі пераход з аднаго воднага "басейну" ў другі, у балоце і на той гары маглі пакланяцца богу Велесу. Ад таго, магчыма, пайшла Велеўшчына. А ці не магла яна сімвалізаваць таксама Валову? Мы пакуль што не ведаем, чаму за Валовай замацавалася "гара". Магчыма, там таксама быў узгорак, але яго скапалі, калі пракладвалі канал.
Трэба было б Велеўскую гару павывучаць дасканалей. -------------------------------------------------------------------------- Блукач: Гару нельга назваць Велеўскай, бо знаходзіцца яна ў два разы бліжэй ад Гадзіўлі, і ў паўтара ад Рудні. чым ад Велеўшчыны. Гэта ты ўзяў за арыенцір выраз «Велеўскія пожні». Але так называецца сенажаць у пойме Эсы таму, што яго касіла брыгада касцоў з Велеўшчыны, да якой шлях ляжаў праз Гадзіўлю, і ніякага дачынення да Велеўшчыны гара з балотам не маюць. Тапонім Валова Гара паходзіць не ад слова «вол», а ад слова «вал»: будаўнікі Бярэзінскага каналу навалілі на бераг валоў зямлі, з якіх утварыліся дамбы, а потым паўз іх узнікла вёска. Так лічуць самі разумныя валавагорцы. Гэта звышразумныя навукоўцы прыпісваюць паходжанню тапоніма міфічных валоў, якіх прыносілі ў ахвяру паганскім багам першабытныя людзі. Але там іх не магло быць, паколькі скрозь было возера, якое потым ператварылася ў непраходнае балота. А Гара — гэта таксама дамба, хаця магло быць і сапраўднае ўзвышша, на якім знаходзяцца Валавагорскія могілкі.
Васіль Азаронак: А як далёка тая гара ад самага кароткага водападзелу? Ён быў не на Валовай Гары, а на ўсход, у балоце, з выхадам да Стайску. Там сыходзіліся бліжэй за ўсё (на адлегласці двух кіламетраў) вытокі ў Бярэшчу і ў Бярэзіну. Можа, ёсць каля той гары прызнакі якіх-небудзь водных "рукавоў"?
Блукач Валацужны: кіламетры з тры да водападзелу. А так толькі Эса. Да яе ад Гары з паўкіламетра. Ад Гары берагам да Гадзіўлі прыкладна столькі, колькі і да Рудні. Водных рукавоў, калі такімі можна лічыць ручаі з балота Брады ў Эсу, пару прыродных і столькі ж меліярацыйных. Балота тое прыкладна насупраць Чарніц. А адтуль да Стайску чатыры кіламетры.