Сведения об авторе смотреть здесь.
Недавно рассказывал, как выпустить коня на пастбище и упредить его самовольное бегство с оного: «Кандалы» (https://blukach.by/post/2630). А сейчас поведаю, как поймать коняку на выпасе и подготовить к работе. Для этого в обязательном порядке нужна уздечка.
Что это за штуковина такая, читателю-обывателю популярно объяснит Викисловарь: «…то же, что узда; удила с поводьями, надеваемые на голову лошади или других упряжных животных для управления ими».
Принцип действия уздечек всех времён одинаков, поэтому они и похожи друг на дружку. Отличия можно уловить лишь по степени их износа или аккуратности содержания, а также исходного материала изготовления. Вот экспозиция уздечек в моём музее этнографии.
Такая невидаль для молодёжи хорошо известна людям старшего поколения. Мужик, шагающий по улице с уздечкой в руке, вызывал у окружающих невольное уважение - дело делать идёт. Это значит - за конём. Можно, конечно, и голыми руками подойти к смирному коню и взять его за гриву. А как потом вести? Животина ведь не сообразит, куда её тащит хозяин. А с наброшенной на голову и подвязанной под шеей уздечкой, коняка понятливо побредёт следом за хозяином. А вот тут насчёт толкования слова «хозяин» можно предъявить мне протест - при советской власти человек с уздечкой не мог быть хозяином лошадки, поскольку этих свойских животных запрещалось иметь в личной собственности. Они могли принадлежать колхозу, лесничеству, больнице, школе и т.д. Да, мог лесной объездчик содержать коня в своём хлеву по причине постоянного использования его для исполнения служебных обязанностей, однако животное не было собственностью служивого.
Обратили внимание на две тонкие продолговатые железяки, кольцеобразно соединённые между собой, а по краям - кольцами с уздечкой? Это удила.
Викисловарь даст точное определение их предназначения: «часть конской сбруи, состоящая из железных стержней, прикреплённых к ремням узды и вкладываемых в рот лошади при взнуздывании» - это чтобы обуздать непокорность лошадок, особенно молодых. Заупрямится такая - натягивай уздечку чуть ли не до разрыва лошадиной пасти, и та от боли умерит свой неукротимый нрав. А со временем поймёт, что от неё хотят, и станет смирённой, послушной.
В зависимости от роста коней и удила бывают разные. Сразу видно, какое усмирительное средство предназначено для воспитания тяжеловозов, а которое - худощавых лошадок.
Но были и ещё страшнее и безнравственнее удила, предназначенные специально для обучения норовистых молодых жеребцов. Но нечего жалеть оных - не примени такое, на первый взгляд, дикарское воспитание, никогда не сделаешь из нашпигованного вольнолюбивыми генами полудикого животного обычную рабочую лошадку.
А ещё такие удила называют жёсткими. Их применяют всадники во время верховой езды. Конструкция сего варварского приспособления позволяет наезднику управлять лошадью с помощью уздечки одной рукой, второй орудуя мечом или стреляя.
В музей такие жёсткие удила перекочевали из деревни Ковалевичи, где содержались 12 трофейных немецких тяжеловозов вместе со сбруей. До наступления зимы они содержались на подножном корме, а к снежно-морозной поре корма не заготовили - не было кому. «Иностранцы» до того изголодали, что в конюшне съели опорные шулы. Однако сей деревянный корм не спас их от голодной смерти.
Подобную историю рассказал Валацуга. У его жены голодный конь съел значительную толику пенсии. А дело было так.
Работала Валацужиха в комбинате бытового обслуживания. Через улицу Будённого находилось деревянное хозяйственное помещение бытовиков. Разделялось оно на две части - архив и конюшню для единственного коня. Его почему-то долго не кормили. Так он до того изголодал, что головой проломал деревянную перегородку и съел архив. Когда бытовики стали оформляться на пенсии, оказалось, что конь употребил документы о зарплате, которая была неплохой. Так у Валацужихи не стало сведений за восемь лет работы портнихой. Но до информации о трудовом стаже коняка не дотянулся. Так при начислении пенсии жене Валацуги, как и иным бытовикам, придумали какую-то среднемесячную минималку в течение всего периода отсутствия документов, что значительно уменьшило имевшее место быть пособие по старости
Не забывайте кормить своих лошадей, если у вас таковые имеются, что сейчас смеху подобно. Но вернёмся к основному сюжету.
…Итак, мы с луга привели во двор коняку. Последующий процесс его обслуживания разберём в следующем повествовании. Это необходимо для истории, поскольку через какой-то десяток лет человечество вообще не будет иметь представления, зачем предкам были нужны кони.
Апрель-2025.
![]() НРАВИТСЯ 5 |
![]() СУПЕР |
![]() ХА-ХА |
![]() УХ ТЫ! |
![]() СОЧУВСТВУЮ |
Дарэмна Васiль ганiць савецкую уладу: бацька Мiнай трымау каня (дарэчы, i карову) у Вiцебску пасля вайны, i кожны паважаючы сябе цыган таксама, нават i у Мiнску.
Марцiн , не параўноўвай партызанскпга начальніка Міная і адвечных каняводаў цыганяў са знішчаным у вайну калгасам разам з кадрамі. Магчымасці ў гэтых двух лагерах несумяшчальныя. Дый наезду на савецкую ўладу не бачу. Проста канстатуецца факт. Прычына яго з´яўлення змешчана ў гэтым каменце крышку вышэй.
Марцiн , А што яе ганіць, калі ўсё самае ганебнае у тэксце артыкулу вышэй. Якое ж бязладдзе мусіла быць у той гаспадарцы, дзе змарылі голадам коней-цяжкавозаў? І хіба гэта адзіны выпадак у асобным калгасе? Не. Сістэмв. Не маё, дык і гары яно ясным полымем. І што цткава, дасюль нічога не зьмянілася: па замбаскрыні перыядычна дэманструюць кароў, што стаяць па вымя ў навозе і кіраўнікоў мясцовага узроўню, разводзячых рукамі, маўляў, ну. так атрымалася, але мы абавязкова усё выправім. І адчытаемся ;)
Вадацуга, давай пишы! Хопиць адзначаць!
Микола Параоз, а ён што, яшчэ гадавiну шлюбу святкуе з 22 красавiка?
Мартин. Дык у яго яшчэ и мерапрыемствы па выпадку са шлюбам? Ну тады трэба пачакаць.
Мяркую, што у гэтых абставинах, адным пивам не абысцися.
Але, павиншуем яго и з гэтай нагоды! И каб апавяданни---хутка зъявилися.
Микола Параоз, да причина банальна, комп в ремонте.