20 мая 2025 в 08:19 — 4 месяца назад

27-е лентяйское скитание. РЕЛАКС НА КОРДОНЕ «ПАЛИК». Блукач Валацужный

Тема: Бадзяўкі ў лайдацкіх блуканнях     Сегодня: 1, за неделю: 13, всего: 702

Сведения об авторе смотреть здесь.

 Ехали мы ехали… А конца края пути на озеро Палик всё нет и нет, хотя навигатор уверенно показывал 54 километра общего пути - это  потому, что дороги туда допотопные. Мы понимаем ситуацию, поэтому терпеливо идём на штурм грунтовок советского периода.

 Мы – это три лепельских бродяги: Блукач, Скалаброд и Рык. По пути проезжаем Гадивлю, на кладбище которой находится семейная резервация клана Прусских-Шушкевичей - наших родных. Понятное дело, посещаем её.

 Вот за Гадивлей и закончился асфальт. Началась убитая гравийка, подобные которой народ ехидно называет «стиральной доской». Позади остаются лепельские Сталюги, Аношки, чашникское Замошье. Примерно напротив невидимой Адамовки от дороги Черноручье-Краснолуки перпендикулярно ответвляется совсем запущенная гравийка в борисовский Жортай. До него 14 километров в поисках лучшей колеи виляем из стороны в сторону по проезжей части, с надеждой не упасть преодолеваем песчаную пахоту, образованную лесовозами. За Жортаем минуем его соседку Жортайку, одноименную речку, последнюю весь Клетное… До деревни Палик остаётся шесть километров нормальной грунтовки. И на всём маршруте к самой дороге подступает лес, лес и только лес. Заповедник!

 В Палике отыскиваем контору Паликского лесничества. Возле него чужаков обступают лесоохранники. Удивляются, что в такую глушь приехали из поистине райского озёрного края с великолепной гористой местностью. И зачем? Во время нереста рыбы удить её нельзя, даже заплывать в озеро на лодке запрещается, даров леса пока не наросло… Посмотреть местную природу? А что здесь смотреть после лепельских кругозоров? В общем, нас восприняли как пришельцев с другой планеты. Или дураков…

 Оформились. Рассчитались. Сами по наводке поехали на обособленный берег озера, где нас ожидал четырёхместный домик общей стоимостью 90 рублей плюс по два рубля экологического сбора с каждого. Сходу потрясает видок нашего пристанища.

 Заселяемся в единственный на Палике четырёхместный домик. Он или место под ним называется романтично - «Кардон Палик».

 Обстановка внутри поражает: в коридоре имеются стол, электроплита, электрочайник, необходимая посуда, зеркало, огнетушитель, табуретки. В спальной комнате застелены две односпальные кровати и одни двухэтажные нары, журнальный столик. Разжигаем печь, поскольку на улице неимоверная холодрыга.

 Хоть и одолевали полсотни километров немногим более часа при средней скорости на грунтовке 30-40 километров, устали. Решили одним махом отобедать. Источника воды для чая кроме как в озере не нашли, а до деревни с полкилометра пути. Решили, что промышленных отходов здесь нет, а если и проникает в водоём немного бытовых стоков или трупные разложения утопших животных, так это мизер. Пляж песчаный, хоть и занесён половодной травой, дно твёрдое, поэтому с чайником легко заходим в Палик.

 Всю дорогу готовились к встрече с дождём, веря прогнозу синоптиков. Но или они ошиблись, или мы успевали убегать от ненастья. Начался ливень, перешедший в град величиной с горошину, когда мы приступили к трапезе в просторной беседке, которая даже наши драндулеты «Райсер-альфа» и «Hors-Z150» вместила.

 Под барабанную дробь града по крыше мы в тёплых одеждах почти не ощущали треклятого майского холода, чувствовали себя уютно и счастливо от мысли, что посетили уголок беларусской земли, в который уже никогда в жизни не попадём, который влёк нас постоянно своей глушью и неприступностью. А ведь мы ещё не видели подробностей этого обособленного мирка, о котором написано много хроники времён Второй мировой войны: в последний военный год партизаны с обширной округи спрятались в паликских болотах от облавной операции «Кармаран», организованной оккупантами для уничтожения лесного войска и местного населения.

 Град утих. Дождь приутих. Не дождавшись окончательного воцарения относительно нормальной погоды, двинули в одноименную с озером деревню дамбой вдоль спрямленного низовья реки Лютки.

 Попробовали речным берегом спуститься к её устью. Однако расквашенное непогодью подобие болотной тропы одолел лишь Блукач. Правда, самого устья сквозь кусты так и не узрел, зафиксировал лишь озеро вблизи него.

 На дамбе меня ожидали Скалаброд и Рык. Пошли далее. Вскорости дамба влилась в одну из улиц Палика. Чтобы войти в деревню, надо перейти двойной трубопереезд, пропускающий Лютку. Небольшим водопадом падающий из него поток образует водохранилище.

 При оформлении нам сказали, что в Лютке можно удить рыбу, но мы даже удочки с собой не брали – пожалели время на пустое для нас занятие, лучше уж потратим его на осмотр местных достопримечательностей. Иное дело, если бы приехали на несколько дней…

 Когда вошли в Палик, к нам прицепился интересный мужик. Очень уж хотелось ему организовать вкусное застолье для чудных пришельцев. Мы категорически отказались, поскольку также жалели тратить дефицитное время на хмельную болтовню. Так он дал нам с собой банку маринованных боровиков и напханный вкуснющей начинкой мочевой пузырь какого-то животного. Забегая наперёд, скажу, что за ужином мы уплетали угощение за обе щеки и неустанно благодарили непонятного благодетеля.

 Посетили памятник, информирующий, что во время войны в Палике базировались Борисовский подпольный межрайонный комитет компартии и штаб партизанской бригады.

  Зашли на территорию эколого-туристического центра «Палик», состоящего из двух, подобных нашему, домиков, только рассчитанных на приём шести и восьми туристов. Прямого выхода к озеру мы не заметили. Вот и весь гостевой сервис Палика.

 Долго бредём по населённому пункту, состоящему из двух частей. Дома добротные, многие возводятся. Поневоле удивляемся, что интернет информирует о наличии в Палике всего лишь восьми, в ином месте 10 жителей. Приходим к заключению, что остальные капитальные строения являются дачами, и их владельцы не прописаны в деревне. Хотя с точки зрения лепельцев не понимаем, зачем горожанам низменная равнина на одном уровне с озёрной поверхностью и завозной чёрной землёй на огородах, если Лепельский край полнится в разы более живописными и плодородными площадями.

 Приходим на второй пляжный подход к озеру Палик.

 Долго ещё бродили по Палике, фиксируя в памяти все его мелочи. Выйти за пределы населённого пункта практически невозможно, поскольку он является настоящим природным тупиком, имея лишь единственный подъезд к себе. Свернуть в дебри с проторенных территорий не получается – не позволяют низменные лиственные заросли. Да и боязно, поскольку наш благодетель рассказывал, что с утра нос к носу столкнулся  с медведем в человеческий рост.

 Не справляемся и с поставленной себе задачей: отыскать хвойных лапок для чайной заварки. Ни сосен, ни елей, ни можжевельника попросту нет в околицах Палика – лишь кусты да лиственные деревья. Но этакая необычность нисколько не умаляет нашего восхищения паликовской природой. Именно этой своей особенностью она завораживает. Тем более зелёной весной.

 11 километров находили по окрестностям Палика. По возвращении на базу уселись чаёвничать.

 К ограде кордона «Палик» подъезжали квадроциклы, легковушки, мотоциклы. Компании заходили на территорию, осматривали озеро, выдавали нам интересную информацию. В общем, были дружественными. Один визитёр проинформировал, что к заболоченному по всему периметру озеру имеются всего два подъезда, которые мы и посетили.

 Такое нашествие нас удивило: а что тогда на кордоне творится в пляжный и рыбный сезоны? Отсутствие прямого подхода к озеру в эколого-туристическом комплексе есть благо, а не недостаток для отдыхающих.

 В правдивости утверждения интересующегося квадроциклиста, будто кордон обоснован на привозном грунте, убедило посещение пространного болота, находящегося в полусотне метров от декоративного забора.

 Рык всё время предупреждал Блукача со Склабродом не ходить дальше, поскольку на таком необычном для лепельского ока ландшафте могут подстерегать ротозеев провальные окна.

 По возвращении на кордон младшие хитрюги обязали Блукача вступить в должность директора шашлычни.

 С возложенными на него обязанностями старик справился успешно.

 Вдобавок развёл очаг для вечерних посиделок.

 До глубокой темени обсуждали увиденные чудеса в неизвестном доселе далёком и одновременно недалёком краю.

 Наконец охотники за необычным, до безумия довольные вылазкой в недра Березинского заповедника, заставили себя уснуть в нагнанной печкой 31-градусной жаре.

 Скалаброд, выбравший верхние нары для усиления экзотики релакса, уснул последним. Проснувшись утром, Блукач увидел его дрыхнущим в одних трусах на нижних нарах – не выдержал ночной жары и сполз вниз. К удовольствию всех утром термометр показывал в номере +24 градуса. К сожалению, ночью на улице было всего +2. Но, в общем, прекрасное настроение поддерживало яркое солнце, плотный завтрак, усиленный вчерашним подношением хорошего паликанца, и мысль о предстоящем неспешным возвращением в свои повседневные дела глухими лесными дебрями.

 Первую остановку сделали на речке Жортайке, возле которой Блукач ночевал в 2022 году во время мотопутешествия в Смолевичский район Минской области. Немного поностальгировал над быстрым течением малой реки.

 Второй раз остановились в магазине Жортая, чтобы обозреть сельскую торговлю борисовской глубинки. Ничего хорошего не увидели, но, дабы не выходить с пустыми руками, купили литровку «Фанты».

 Предполагали при пересечении старого Борисовского большака, ныне дороги Черноручье – Краснолуки, поехать по прямой и посетить умирающую чашникскую весь Адамовку, но не обнаружили съезда в неё, а потому подумали, что деревня уже успела стать призраком.

 Специально свернули в придорожное чашникское Замошье и остановились напротив Замошской средней школы. На её месте увидели густую зелень лиственных зарослей. Прошлись единственной улицей. Ничто не напоминало величия бывшего центра Замошского сельсовета в составе Лепельского района. Поразил длинный стол со скамейками с основательной крышей и подходами к нему, обложенными камнями. Чтобы это ни было – смотрится захватывающе. А в нескольких сотнях метров начиналась лепельская земля…

 Так что же больше всего впечатлило в мотопутешествии заядлых искателей интересного? Ответ однозначен: всё, кроме участка грунтовки от Сталюг до асфальта из Велевшины. Это было что-то невообразимое, мало сказать «стиральная доска», надо добавить «в кубе». Даже при продвижении по ней со скоростью 30 километров в час до боли отбивались внутренности, судорога сковывала руки, мёртвой хваткой вцепившиеся в руль. Правая нога будто приросла к подножке, боясь нажать на тормозной рычаг и остановиться, дабы прежде не упасть. Между прочим, тоже впечатление, доселе невиданное.

 Совет лепельцам: чтобы поистине ценить свой край, съездите на Палик. После его посещения мы по-новой влюбились в родимую землю.

 Обустройство зоны отдыха “Кордон Палик” можно посмотреть здесь (видео): https://www.youtube.com/watch?v=A2dpbMzQwMc

Май-2025.



Метки: Блукач Валацужный, Скалаброд, Рык, Гадивля, Замошье, Адамовка, Жортай, Жортайка, Клетное, Палик, Кордон Палик

НРАВИТСЯ
7
СУПЕР
ХА-ХА
УХ ТЫ!
СОЧУВСТВУЮ





20 мая 2025 в 14:29 — 4 месяца назад

Валацуга. Ты забыл показать длинный стол в Замошье, с подходами к нему обложенными камнями.



20 мая 2025 в 18:17 — 4 месяца назад

Микола Параоз, стол сапраўды заслугоўвае ўвагі. Аднак дахаты спяшаліся, неяк не падумаў.



22 мая 2025 в 21:09 — 4 месяца назад

Васіль Азаронак: Якую зайздросную вандроўку "забацалі"! У самы глухі, балотны край Беларусі, а можа, і ўсёй Еўропы!

Умовы на возеры такія, як і патрэбна вандроўшчыку: дасчатая халупа, туалет на вуліцы, бязмерны царскі стол пад навесам. А ўнутры хрысціянская печка і дровы ў хляву. Адпачывай і уяўляй сябе ў сярэдневеччы. Такія хібары будавалі барысаглебскія манахі на Бельчыцы пад Полацкам. Такія мясціны з цягам часу будуць усё больш прывабныя для людзей з махін-гарадоў, з індустрыяльных цэнтраў. Чалавеку ўсё больш патрэбна адзінства з прыродай.А дарога туды і не патрэбна заасфальтаваная. Наадварот, трэба арганізаваць конныя экіпажы: на панскіх брычках ці вярхом на рысаку. Гэта будзе супер-экалагічны маршрут, які цалкам задаволіць добраахотнікаў.

1


04 июня 2025 в 11:03 — 4 месяца назад

Володя, а вы друг друга по кликухам называете ? Или человеческим именами ? А почему твоих товарищей так зовут и как давно ? С тобой то ясно ...Стыдно



04 июня 2025 в 14:11 — 4 месяца назад

SeRJ, ну, слушай: сдаю ники моих спутников, или кликухи, как ты говоришь. Скалаброд - в переводе с древнего балтского означает Улаэсса, т.е совмещение двух гидронимов "Улла и Эсса", а Рык - это окнчание беларусского имени Валерик (Валерык). А самое главное и, должно быть, интересное - это то, что они есть мои два сына - Олег и Валерик.

1


04 июня 2025 в 15:56 — 4 месяца назад

Блукач ВАЛАЦУЖНЫ, круть.... Нема вопросов Отлично



04 июня 2025 в 18:29 — 4 месяца назад

SeRJ, так сказать: семейный сдвиг мозгов набекрень, или: яблоко от яблони недалеко падает.



05 июня 2025 в 06:24 — 4 месяца назад

Блукач ВАЛАЦУЖНЫ, да ладно.... У каждого свои тараканы, если в этом что то есть и приносит какие то позитивные жизненные моменты значит надо этим пользоваться.



05 июня 2025 в 09:32 — 4 месяца назад

SeRJ, правильно мыслишь: я тем живу.





Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий




Темы автора





Популярные за неделю







Яндекс.Метрика
НА ГЛАВНУЮ