Сведения об авторе смотреть здесь.
- Сие болото в доисторические времена представляло озеро, - рассказывал Блукач Валацужный подобному себе бродяге Рыку. – Мы стоим на самом тогдашнем водном урезке древнего водоёма. За нами возносится гора. Она тогда представляла возвышенный берег. Если пойдём вдоль болота, увидим сначала малое озерко, а в полукилометре, примерно, от него будет значительно большее – это всё, что осталось от объединявшего их озера.
И повёл Блукач Рыка вдоль болота. Их подталкивало в спину редкое майское солнышко. Путь предстоял хоть и тернистый, но не длинный – полдня хватит, чтобы потихоньку обойти по периметру всё мифическое озеро.
Вскоре сквозь чахлые болотные сосёнки появилось жёлтое просветление. Блукач знал, что так залитую солнечным светом поляну под озером маскирует окружающая болотная растительность. Свернули с лесной дороги в болото и вышли к водной глади меньшего обрывка когда-то одного водоёма. Рык сразу направился к сомнительному водному урезу, а Блукач решил сделать то же самое, только с противоположной стороны.
Опытный странник лишь ухмылялся решительности Рыка поскорее встретиться с водоёмом. Родил её в доверчивой голове младшего сотоварища его рассказ о награбленном в Москве золоте Наполеона, несколько возов которого воинственный француз спрятал до лучших времён на дне одного из двух болотных озёр. Лодырь не придумал сию небылицу – такая легенда издавна гуляет по ближайшей к водоёмам веси Веребки. Однако сам щелкопёр в неё не верит, поскольку примерно два десятилетия тому назад лично пробовал прощупывать дно обоих озёр. Тогда он в сопровождении веребчанина Вовочки Азарёнка спокойно забрался на лёд. Прорубили по центру белого панциря полынью, заготовили четырёхметровый шест из карликовой многовековой сосёнки и стали им прощупывать дно. Самодельный щуп ощутил упор на глубине двух метров, но не остановился, а под лёгким нажатием на него весь вошёл в мягкий сапропель. Отсюда следует вывод, что не мог Бонапарт сотворить схрон там, забрать содержимое которого в будущем сам никогда бы не проник.
Похожие исследования провели и шесть лепельских краеведов под предводительством уроженца Веребок Василя Хацкевича. На большее озеро они проникли на лыжах и повторили замер глубины по блукачовскому типу.
Результаты разведки дна и заключение относительно легенды совпали у двух исследовательских групп…
…С насмешкой наблюдая за действиями Рыка, Блукач потерял бдительность и сообразил о том лишь тогда, когда сапоги начал засасывать в себя колышущийся мшистый берег. С трудом стал освобождать из плена бездны сначала одну ногу, затем вторую, при том, помогая руками, старался создавать дополнительную площадь опоры. Выбрался-таки из настоящего природного капкана, а ведь и мог быть поглощённым водной бездной, прикрывающейся тонким слоем мшистой почвы. Стал повторно подбираться к водному урезу, шагая от ствола к стволу и хватаясь за чахлые сосёнки, надеясь на какую-никакую прочность их корневой системы.
А Рык что-то стал на четвереньки с противоположной стороны озёрного залива. Может и его засосал шаткий моховой батут? Однако Рык быстро выпрямился и с осторожностью направился к Блукачу, стараясь подальше держаться от воды.
Пробираться ко второму, большему остатку допотопного озера, решили, не выходя на приболотную дорогу, напрямик, по болоту.
Никакой опасности болото между соединившимися обрывками старого озера не представляло. Даже после двухдневных дождей оно безводно. Опасных окон и в помине нет. Откуда тогда в Веребках родилась легенда, как однажды бык провалился в болотное окно на этом болоте, а уже разложившаяся его туша всплыла в большем озере? Блукачу лично рассказывал про этот случай местный аксакал Василь Азарёнок.
Но без эксцессов не обошлось. В ступне Блукач вдруг почувствовал резкую боль и от неё сходу грохнулся между кочек, извергая из себя машинальный мат. Начал разбираться, в чём дело. Оказалось, что наступил на замаскированный во мху заостренный пенёк умершей сосны, и он, пробив подошву, уколол ступню через носок. К счастью всё обошлось. Кожа осталась целой, а прокол пробкового сапога мгновенно сошёлся и даже не пропускал воду.
Чтобы установить причину прокола подошвы и укола ноги, пришлось изучить только что проложенные следы. Когда разгрёб мох, обнаружился сосновый пенёк, будто специально заостренный.
Через несколько десятков шагов увидели просвет среди сосновых стволов и без проблем прибыли к большему озеру. Берег оказался более устойчивым в отношении провала сквозь образовавший его мох, чем у предыдущего водоёма. Блукач близко к воде увидел что-то наподобие настила. Взобрался на него. Неужто здесь водится рыба, и рыболовы смастерили примитивный настил для удобства ужения?
Никогда Блукач не слышал о возможности рыбалить в сих болотных водоёмах. Скорее всего, кто-то готовил настил для спуска резиновой лодки, чтобы получше изучить таинственный водоём. А может верующие в наполеоновский клад пробовали искать сокровища? Но почему дальше ещё два таких подобия настилов обнаружили? Всё же рыболовные точки это. Наверное…
Неправильно будет сказать, что болотные останки большого озера встретили бродяг неприветливо. Они ведь угостили давно невиданных людей прошлогодней вкусной клюквой. Правда, было её не густо – по одной ягодке находили и тут же отправляли в рот.
Чтобы следовать дальше в обход болота, решили из него не выходить на лесной просёлок, с которого зашли в озёрную пойму, а прямо от большего озера следовать к ближайшим кронам больших сосен, возвышающихся над болотными карликами. Таким решением несколько сократили намеченный маршрут, правда, в ущерб упущенным познаниям пропущенной части болота. Легко взошли на мнимый берег бывшего озера и с вершины возвышенности увидели болото с противоположной стороны. Было оно уже не озёрное с зыбкой почвой, а твёрдое с большими соснами и елями. Получается, что очутились на длинной лесистой гряде, называемых у нас веретеями.
Сквозь лапки слева виднелось большее озеро, просвечивалось жёлтое болото, а скитальцы спокойно собирали побеги молодого папоротника на домашний гарнир ко второму блюду, поскольку любят яства из экзотических съедобных дикоросов.
Так постепенно и пришли на узкую полоску веретеи с двух сторон обрамлённую болотами: слева – озёрным, справа – обычным лесным. Гребень гряды принял характер грибного бора. Каждый подумал об августовских боровиках, которых ещё долго ожидать.
Справа стало просвечиваться поле между Веребками и Беседами. Веретея ещё больше сузилась и стала тупиком, упёршись в болото. Возможно, она служила мифическому озеру полуостровом. Уточнять сие предположение проныры не стали, а пересекли узкий болотный «пролив» и пошли на исходную точку искать живописную лесную забегаловку «Пень-колода».
В процессе перекуса понравили чай из соцветий багульника, поэтому взялись за заготовку его впрок.
Интересный маршрут двух отъявленных шатунов зарисовал навигатор.
Только не вздумайте повторять его с целью найти золото Наполеона, поскольку его не существует вообще. Просто многие местности ради привлечения внимания к себе придумали наличие именно у них награбленных французами сокровищ. Блукач вон несколько лет колесил окрестности Березины, пока вдруг не обнаружил, что тайник Бонапарта давно найден и до сих пор распродаётся в Борисове.
Съездите туда – не промахнётесь. Что-нибудь полезное для себя да найдёте.
Май-2025.
![]() НРАВИТСЯ 5 |
![]() СУПЕР |
![]() ХА-ХА |
![]() УХ ТЫ! |
![]() СОЧУВСТВУЮ |
Аднойчы на беразе большага возера я бачыў вялікую луску рыбы. Не ведаю адкуль яна там узялася, магчыма ад здохлага альбо кімсці з´еденага вялікага карпа.
Несцерка, дзіўна, што я нарадзіўся ў Верабках і выключна ўсе школьныя канікулы па 10 клас праводзіў там, а пра рыбу ў балотных азерцах ніколі не чуў. І думкі не было паспрабаваць, бо ў Бярэшчы і Верабскім канале рыбы было процьма - кішэла, як тады казалі.
Блукач ВАЛАЦУЖНЫ, вось і я здзівіўся убачыўшы гэту луску. А потым падумаў што можа хтосці вырашыў паэкперыментаваць і запусціў у возера аднаго альбо некалькі малых карпаў. У сажалкі ж людзі запускалі, чаму б не паспрабаваць запусціць у малое возера. Я амаль кожны год бываю ля гэтага возера і часам бачыў насцеленыя на беразе палкі. Складваецца уражанне што хтосці спрабуе вудзіць там рыбу.
Несцерка, наконт палкоў падобна, што так. Мне памятаецца расповяд аднаго заўзятага рыбака пра возера Пастрэжскае, што ў запаведніку ў аддаленні ад прывіда вёскі Пастрэжжа - яно пустое таму, што вада ўтрымлівае шмат серавадороду, ад чаго рыба там не жыве.
Несцерка, толькі што вось што знайшоў у інэце:
Показаны результаты по запросу почему в болотных озёрах нет рыбы
Обзор, сгенерированный искусственным интеллектом Обзор от ИИ Подробнее… В болотных озёрах может не быть рыбы из-за низкой концентрации кислорода в воде, большого количества растительности, плохой освещённости и, возможно, других факторов, влияющих на выживаемость рыбы. Более подробно: Низкая концентрация кислорода: Болота часто имеют мало течения и могут подвергаться эвтрофикации, что приводит к накоплению органических веществ, которые поглощают кислород из воды. Рыба нуждается в кислороде для дыхания, и его недостаток может привести к гибели. Большое количество растительности: В болотных озёрах часто растёт большое количество растений, которые могут затруднять передвижение рыбы и создавать условия для развития паразитов. Плохая освещённость: Из-за большой густоты растительности в болотных озёрах может быть мало света, что влияет на развитие фотосинтезирующих организмов, которые, в свою очередь, выделяют кислород. Другие факторы: Кроме того, в болотных озёрах может быть высокое содержание гуминовых кислот, которые могут быть токсичны для рыбы, а также могут быть другие химические факторы, влияющие на выживаемость рыбы. В целом, сложные условия в болотных озёрах, такие как низкая концентрация кислорода, большое количество растительности и плохая освещённость, могут сделать эти водоёмы неблагоприятными для жизни многих видов рыб. Стоит отметить, что не все болотные озёра лишены рыбы. В некоторых болотных экосистемах можно найти такие виды, как вьюн, ротан, окунь, карась и щука, которые хорошо адаптированы к условиям жизни в болотах.Искать вместо этого почему в блотных озёрах нет рыбы
Несцерка, а якое ліха цябе ганяе ў раён тых балотных азёраў кожны год? Я нарадзіўся ў Верабках і літаральна ўсе школьныя канікулы там праводзіў, і то кліч продкаў так часта не вабіць мяне туды. А ўвесь лясны масіў ад Люсінцаў да сутокаў Верабскага каналу і Эсы сапраўды прыгожы, можна нават дзеля шпацыру там бадзяцца.
А ўвогуле ў Верабках бываю часта. Раней там дача была ў сястры Ані, а цяпер дык прыязджаю на радзіму толькі як траюродны брат і сябрук дзяцінства Васька Азаронак прыязджае, што бывае некалькі разоў на год.
Блукач ВАЛАЦУЖНЫ, іншы раз узнікае жаданне пабываць у знаёмых мясцінах, паглядзець што там засталося нязменным, а што змянілася. Летам збіраю у тых мясцінах чарніцы, грыбы. Восенню журавіны. Іх там няшмат і яны мелкія, але падкісліць у роце дастаткова. А улічваючы тое што я аматар павудзіць рыбу, хоць яе там і няма, гледзячы на возера я атрымліваю задавальненне.
Несцерка, разумею, сам такі. Вось толькі адносна рыбнай лоўлі не такі. Быў заўзятым рыбаком у дзяцінстве і маладосці, а пад старасць як абрэзала. Лянуюся. Здаецца, што лепей патаптацца паблізу вадаёму і больш убачыць, чым у нерухомасці вытарашчвацца на паплавок у чаканні таго, чаго заведама не адбудзецца. Убіваю сабе ў мазгаўню, што так лічыць няправільна, аднак лічу. Супакойваю сябе тым, што калі ногі перастануць хадзіць па ярках, тады й колам буду сядзець на беразе.