02 июня 2025 в 08:23 — 4 месяца назад

105. Природа Лепельского края. ТЯЖЁЛЫЙ ПРОРЫВ К ИСТОКУ ЛУКОМКИ. Валацуга

Тема: Природа Лепельского края     Сегодня: 1, за неделю: 7, всего: 346

Сведения об авторе смотреть здесь.

Окончание. Начало смотреть здесь: https://blukach.by/post/2645

 - Уж коль взялся за описание нынешнего состояния Лукомки, так продолжай полезное дело до конца – наследники, прочитав сию мазню, спасибо скажут, ибо от реки этак лет через сто не останется и следа, – так воодушевлял себя Блукач Валацужный, ступая на заведомо тяжёлый путь к верховьям канализованной реки.

 На мост над Лукомкой настырного писаку привёл навигатор по хорошей гравийке, проложенной от Витебского шоссе в деревню Радунь. Поначалу посмотрел вниз по течению. Удивился: на горизонте были видны движущиеся по автотрассе машины величиной с букашек, соответственной и скорость их казалась.

 Блукач недавно был в месте пересечения Лукомкой шоссе. А сейчас пойдёт вверх по течению, стараясь продвинуться как можно ближе к её истоку из озера Луконица. Конечно, дойти дотуда нереально: на карте нарисовано множество приточных каналов, несомненно наличие и пойменных болот, потому-то бродяга и не рассчитывает проделать весь путь. Просто продвинется как можно дальше вдоль русла, и это станет важной вехой в его жизни. Пожалуй, приятнее будет идти левым берегом в ареале аромата, исходящего от жёлтых цветов рапса.

 Однако через пару сотен метров пути передумал. Практичнее будет медленно продвигаться на драндулете по правобережной пашне, не успевшей выпустить яровые всходы. Надо возвращаться к дороге и переезжать мост.

 Однако трястись по пахоте долго не пришлось – проехав около полукилометра, драндулет упёрся в перпендикулярный Лукомке канал – её приток. Пришлось искать наиболее твёрдый грунт для парковки и высматривать какую-нибудь переправу через приток.

 Провидение, видимо, помогает Блукачу - в устье канала-притока положило железобетонную плиту поперёк его русла.

 Дойти бы до стелющихся впереди лиственных зарослей и увидеть Лукомку лесную… А там как получится. Можно будет и лесом продвинуться, а можно и назад возвращаться, повидав и показав людям реку в объятьях зелёного древостоя.

 Мдааа, мечты, кажется, не сбудутся – никакой переправы, а так не хочется назад возвращаться, практически ничего не достигнув.

 Никакого примитивного бревна над каналом не видно. Но он вдалеке поворачивает под прямым углом. Может за поворотом найдётся какая примитивная переправа?

 Зря, бобры, на вас наезжает Блукач за узурпацию природы. Вот ваша помощь человеку очевидна. Скиталец не однажды пользовался сооружёнными вами плотинами в качестве переправы.

 Жидковата, правда, запруда – воду пропускает, зиждется под ногами, но перейти в коротких сапогах можно. Тест переправы проходит успешно, можно и за штативом с камерой, фиксирующей переход сорвиголовы через канал, возвращаться на берег.

 И тут Блукач допустил промашку – слишком поспешил сходить на берег, нога стала на не прощупанную точку и полезла в жидкую грязь. Успел упасть передом на сухой склон. Нога сама выскочила из сапога, а его пришлось вытаскивать обеими руками и выливать через голенище жидкую грязь.

 За бобровой плотиной мелиорированные площади давно не пахались, и поля превратилось в пар. Идти по нему относительно легко и веселее, однако даёт о себе знать усталость от пройденного расстояния и неудобств пути – ступни подворачиваются на замаскированных в сухой траве кочках.

 Берёзовая роща в направлении Лукомки в воображении рисует палатку и ночлег в ней. Сама же река находится в нескольких сотнях метров от намеченного маршрута. Однако на прорыв к ней уже не хватает сил, поскольку навигационная карта показывает до Луконицы, рождающей Лукомку, всего-то километра три.

 Надо сберечь силы и попробовать достичь речного истока наиболее прямым путём. Даже подумать страшно, что весь сей тернистый путь придется повторять при возвращении к драндулету.

 Если бы не перпендикулярные Лукомке осушительные каналы… Правда, их не так уж и много. После бобровой плотины два из них преодолел одним скачком, вернее, большим шагом. Но это было опасно: за травой характера почвы на противоположном береговом склоне не видно, поэтому приходится наугад делать шаг-скачок через водоток и специально падать на берег ничком, дабы на случай провала ноги в топкое окно, не шмякнуться назад, в русло.

 Следующий канал оказался пропущенным в трубоперезд. Однако он зарос травой, за ней самой трубы не видно. Видимо, он здесь не нужен, поскольку вокруг распростирается давний пар. Может, время уже пробираться к Лукомке? Однако сплошная стена лиственных зарослей не хочет пропускать сквозь себя странника.

 И вот вдали средь зелёной, рекультивирующей самую себя природы, серым взрывом проявляется вспаханное поле. Перед ним к Лукомке стремится канал. И, о чудо, отчетливо рисуется мост через него. Скорее всего, он не используется, поскольку машинных следов к нему не видно, на поле пахари приезжают с какого-то иного направления. Но мост хороший, крепкий. Даже отдохнуть на нём можно.

 Но минутный отдых силы не прибавляет. К Лукомке продраться сквозь заросли уже не хочется, тем более что она начала отдаляться от поля. Уже главной целью становится её исток. Только бы выдержало сердце, и не случилась бы ещё какая каверза со здоровьем. А тут ещё поле покарабкалось на довольно крутую гору. Её, конечно, можно обойти по краю поля, даже ближе к Лукомке получится. Но вдруг с вершины будет видна Луконица, а болото не позволит посмотреть на сие чудо природы, не подпустит к нему. Обязательно надо приказать организму мобилизовать все силы и залезть на пик мелиорированной территории.

 Наконец высота покорена. Но с вершины не видно ни Луконицы, ни Лукомки, ни ближайшей деревни Заружанье. Вокруг лишь рудое поле с пробивающимися ростками какой-то культуры, со всех сторон окружённое зелёным бордюром майской зелени. Придётся поневоле спускаться к Лукомке.

 …Вот же она, Луконица, на карте, в нескольких сотнях метров от Блукача. Не может же навигатор ошибаться. Просто прячется за лесом прошлогоднего камыша. Кажись, это Лукомка устроила разлив вокруг своего истока. И люди здесь ходят. О том свидетельствует разбитая сапогами чёрная болотная грязь.

 Кажись, вот и синева мелькнула средь шатаемых ветром камышин. Так и есть! Но это не Лукомка – это Луконица, мать реки значит, ибо родила оную.

 Но новорождённая ли Лукомка под ногами? Жаль, что не уточнить, поскольку сапоги коротки. И хоть в одном из них кишит ил бобрового водохранилища, не хочется добавлять во второй луконицкой грязи. А разуться да босиком пойти - вмиг ступни изрежешь-исколешь сломанными тростниковыми стеблями.

 Но где Лукомка? Может это и есть её исток, а может, и нет. Надо чуток отойти от стоячей воды и немного переместиться в сторону – авось и течение истока обнаружится.

 Переместился, может, на пару сотен метров. Набрёл на квашню, сапогами образованную. К самому озеру она подвела. На водном урезе доски набросаны. Удить с них рыболовы не могут, поскольку заброса удочки не хватит перебросить чёрную илистую мель. А вот лодку резиновую накачать воздухом можно и на ней хоть всё озеро переплыть.

 Стоя на просевшей в ил доске, Блукач дотянулся до валявшегося шеста метра в четыре длиной и стал втыкать его в дно возле себя. Шеста не хватило, чтобы нащупать ощутимую донную твердь – весь ушёл в прибрежный ил.

 С осторожностью выбрался из камышовых джунглей. И только тогда смог трезво осмысливать свои действия в них. А был ли он в истоке Лукомки? Увеличил масштаб навигационной карты и опечалился: до нарисованного истока он не дошёл несколько десятков метров. Подпустил ли бы он к себе? А кто то знает? Возвратиться и уточнить? Но на то у проходимца уже не наберётся сил – к исходной точке возвратиться бы живым-здоровым. Отдохнуть ведь так и не выпадет…

 Что же мешало Блукачу сесть-прилечь и спокойно отдохнуть, а уж потом топать к намеченной цели? То же проделать и при возвращении к ожидавшему его драндулету. Причин тому три.

 Первая причина: своего двухколёсного помощника и одновременно мучителя Блукач оставил на вспаханной почве. Конечно, подобрал для того наиболее твёрдый грунт. Но если боковой упор всё же въедет в землю, драндулет упадёт, и из него вытечет весь бензин. Если перекрыл топливный кран, то топливо выльется только из карбюратора, а в баке останется. А драндулетчик забыл, в каком состоянии оставил кран. Как тогда выбираться из этой глуши? Но в худшем случае беде уже не поможешь. Это так. Однако чем раньше возвратишься, тем больше шансов найти выход из положения до темноты.

 Вторая причина: с Блукачом был рюкзак с дорогим туристическим снаряжением. С ним шатун никак не дошёл бы до намеченной цели. Понимая это, обременительный груз спрятал в цветущие посевы рапса. Плохой человек там их никогда не найдёт. А вдруг зверь унюхает вкусные съестные припасы? Рюкзак, конечно, не откроет, но разорвёт дорогущую вещь в клочья. Надо опередить четвероногого вора.

 Третья причина: прогноз после обеда обещал грозовой дождь. А если обещание осуществится? Где тогда спрятаться от ненастья в поле? Небо действительно заволокли тёмные тучи. Принятое поначалу громыхание взрывов на полигоне было не чем иным, как громовыми раскатами. Несколько капель уже упали на блукачовскую лысину. Единственным надёжным укрытием может стать лишь мост над Лукомкой…

 Для ускорения возвращения Блукач пробовал срезать проделанные им зигзаги при следовании к Луконице. Тогда лишь усложнял себе путь новыми проблемами и возвращался на тщательно зарисованный навигатором маршрут.

 В конце концов, успешно перепрыгнул через узкие русла каналов, перешёл бобровую плотину, возрадовался стоящему драндулету и нашёл в рапсе рюкзак целёхоньким. Около него, в полном смысле слова, упал в изнеможении. Придя в себя, расстелил съестные припасы на берегу Лукомки и принялся обедать грязными руками, ибо не было мочи спуститься по склону к воде, чтобы помыть их.

 Но поесть не успел. Водопадом с неба обрушился ливень. Пришлось побыструхе сгребать в охапку вещи и ковылять онемевшими ногами под мост.

 Отобедал Блукач, примостившись в провалах между наваленными булыжниками, отдохнул настолько, чтобы без охов вылезть из-под моста, взошёл на береговой склон и обратился к реке:

 - Дорогая моя Лукомка, не переживай, что утомила меня окончательно. Я тебе благодарен за то, что обогатила мою жизнь и сознание своим образом хоть искалеченной и забытой, но живой и прекрасной незнакомки. Будем же дружить до моей кончины, поскольку ты меня, несомненно, переживёшь, хоть и сама не вечна…

Май-2025.



Метки: р. Лукомка, д. Радунь, оз. Луконица.

НРАВИТСЯ
8
СУПЕР
ХА-ХА
УХ ТЫ!
СОЧУВСТВУЮ





05 июня 2025 в 10:48 — 4 месяца назад

Василь Азаронак, Цудоўна. Лукомка прыцягвае.

Цікава, што гэта Лукомка - як працяг той, што выплывае з Лукомльскага возера. Абедзве звязаны з Улай, але паўночная адрозніваецца тым, што нясе паток у паазер´е і пераўтвараецца ў Дзіву (Тураўлянку-Турасянку). А завяршаецца каля легендарнай Сушы.І тут адкрываецца нечаканае супадзенне. Суша аднаго караня з Сушкевічамі. Амаль аднаго. Прозвішча "Сушкевічы" ужывалі Шушкевічы. "Сушкевічамі" яны йменавалі сябе, калі заходзілі справы аб зямлі. А Шушкевічамі зваліся пры царкоўных абрадах.

Так што тваё даследаванне ў нейкім сэнсе фатальнае - быццам продкі пазвалі вывучыць Лукомку. Цяпер трэба працягваць знаёмства з ёй больш сур´ёзна, без рэчавага смецця, прайсьці адрэзак да Сушы.

1


08 июня 2025 в 12:24 — 4 месяца назад

Васіль Азаронак, А Лукомку трэба звязваць з Лукомлем. Гэтае княства выдзялялася самастойнасцю ў Вялікім княстве Літоўскім, таму яго "прысцёгвалі" каралі з дапамогай Грознага.





Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий




Темы автора





Популярные за неделю







Яндекс.Метрика
НА ГЛАВНУЮ