30 июня 2025 в 09:15 — 3 месяца назад

31-й припадок ностальгии. НОЧЛЕГ НА ДАМБЕ ДРЕВНЕГО КАНАЛА. Валацуга

Тема: Блукач в припадках ностальгии     Сегодня: 1, за неделю: 3, всего: 525

Сведения об авторе смотреть здесь.

 «Сколько раз писал про Веребский канал? – задавал сам себе вопрос Блукач Валацужный. – Десять, двадцать, тридцать раз? Не много ли? Зачем ещё раз ворошить прошлое?

 Ведь давал же нагоняй редактору районной газеты большой начальник, чтобы угомонил своего писаку примерно такой выволочкой: «Когда твой Шушкевич перестанет ходить по периметру района? По два раза одно и то озеро описывает. Кому это надо? Пусть пишет про реальный сектор экономики».

 Значительно ошибался большой начальник. Теперь вот описывать Веребский канал Березинской водной системы Блукач едет не второй, не третий, а, может, 23-й раз. И толкает его на это не профессиональная необходимость, а банальная ностальгия: вот взгрустнулось как-то и в один момент захотелось пройтись тропами детства невозвратного.

 Прикидывал, где бы процесс единения человека и искусственного водотока – Веребского канала - прошёл наиболее душещипательно. Скорее всего, получится ожидаемый результат в тупике дамбы, который образовал прорыв её рекой Берещей в прошлые 50-е – символичное место!

 Но туда драндулет не прорвался: за Веребками пустырь между дамбой и Берещей запахали, а сама дамба поросла непроходимым травостоем. Пришлось возвращаться обратно в начало Веребок и уже с урочища Репище искать пристанище возле самого прорыва, носящего название Размылое.

 С лесистой горы канал чуток просматривается сквозь летнюю зелень, которая своим отражением умаляет блеск синевы быстрого течения. Надо спускаться по чуть ли не отвесному склону.

 Интересно! Берещу, убитую проектировщиками торфоучастка «Берещанский мох» в средине 70-х и с тех пор представляющую  безводное русло, нынешние ежедневные ливни наполнили до первоначального уровня. Правда, течение отсутствует, о чём свидетельствует покрывший воду ковёр не имеющей корней ряски.

 И хоть через разрезавший дамбу прорыв переброшены жерди, с драндулетом на неё никак не взобраться.

 Пусть пока канал одиноко бежит к слиянию с Эссой, а Блукач снова возвратится в Веребки и попробует прибиться к левому берегу водотока.

 Правда, рушится намерение успешно порыбачить, поскольку в прежние времена Размылое считалось наиболее удачным для рыбалки местом в целом невероятно рыбной Береще.

 Вот так смотрится прорыв Размылое с противоположного берега канала.

 Там, где когда-то по дамбе ходили машины, драндулету приходится наугад прорываться сквозь траву, ориентируясь на еле заметный дорожный просвет, не успевший полностью зарости деревьями. Надо лавировать в местах, где дамба обрушилась в канал, чтобы не последовать за ней. И как будто специально ожидает бродягу место на границе леса и поля, лучше которого не попадалось на всём пути.

 Правда, сегодня уже будет не до рыбалки – надо до темноты успеть поставить палатку, развести костёр, приготовить ужин.

 Питания для костра здесь достаточно – нижние сучья толстых сосен отмерли, засохли. Лишь не ленись их ломать.

 Завозился с устройством, костром, готовкой. Ужинать пришлось уже в сумерках.

 Лишь к ночи управился. Костёр здорово отгоняет комаров – не любят они дыма и излишнего тепла. Но даже у костра не выдержал бы, если бы при приезде не применил репеллент.

 У костра, когда вокруг темень тьмущая, хорошо думается, вспоминается, мечтается. В памяти всплывают картинки детства, проведённого на Веребском канале, в Веребках пренебрежительно называемом Канавой.

 А у Блукача даже сейчас, когда канал в огромной степени захирел в сравнении с дорогими ему 50-ми – 60-ми годами, язык не поворачивается так обозвать более как 200-летнего труженика, сплавлявшего на себе плоты, пропускавшего баржи, хотя этого всего Блукачонок не видел. Но он переходил через все его целёхонькие шлюзы, с них удил рыбу, из-под одного из них вытаскивал настоящие боеприпасы, утопленные веребцами после окончания Второй мировой войны.

 В 23 часа проглотил таблетку сонекса и 323-й раз пополз в своё походное жилище, чтобы провести 228-ю ночь в палаточном уютном мирке наедине с природой, полнящейся неизвестностью за тонкими матерчатыми стенками.

 …Искать объедки возле палатки медведь не приходил. Леший не пугал таинственными криками из лесной глуши. Водяной не заставлял бобров стращать пришельца резкими ударами хвостов по водной глади. Вершины сосен не напрягали опасным скрипом ввиду отсутствия ветра. Два палаточных слоя помогали спальному мешку по максимуму согревать бренное тело скитальца, создавая внутри бродяжьего жилища 15,7 градуса тепла при уличной ночной температуре +11.

 Проснувшись в семь часов утра, в первую очередь выглянул из палатки. Обрыв под ней не обрушился. Веребский канал стремительно катил приумноженные постоянными дождями воды для пополнения Эссы.

 Выдержать нашествие комаров даже ночная балаклава не помогла. Пришлось применить лосьон спрей «Оzz».

 Только после опрыскивания можно было поприветствовать солнечное небо, обещавшее до обеда попридежать дождь.

 И пошёл процесс обыденным чередом. Берёзовые листья для фиточая заваривает печка-спиртовка.

 Костёр пылает лишь ради экзотики и отгона комаров.

 Наконец управился, можно и на рыбалку спуститься с обрыва.

 Быстрина! Полноводье спрятало лопуха под собой. Крючок за них цепляется. Ну её к Водяному такую рыбалку!

 Впрочем, результат был предсказуем ещё вчера. Но неудача с ужением ни на йоту не умалила восторг от осуществления давнего желания переспать с Березинской водной системой. Спасибо тебе, Веребский канал, за предоставленную возможность.

 H.S. В заключение вернёмся к началу повествования.

 - Ну, хорошо, - шёл на попятную редактор. – Можешь описывать природу. Только без фактора личного участия, чтобы начальство опять меня не натягивало за твои скитания.

 - Так такое описание уже имеется в энциклопедиях, - парировал борзописец. – Чтобы получился живой материал, надо показать отношение автора к объекту природы, а ещё лучше вообще переспать с ним…

 Редактор был умным руководителем, потому лишь ограничил своего вассала в количестве репортажей с природы. В газете ведь можно было подписываться лишь фамилией и постоянным псевдонимом: Владимир Шушкевич или Терентий Эссенский, поэтому авторство нежелательного текста легко раскрывалось. Это в интернете запросто можно скрываться под самым невероятным никнеймом: хоть Валацуга, хоть Блукач Валацужный, хоть Чёрт Лысый… Попробуй додумайся, что это один и тот же тип. Лишь бы содержание марания увлекало как читателя, так и самого автора.

Июнь-2025.



Метки: Шушкевич Валадар, Блукач Валацужный, Березинская водная система, Веребский канал, д. Веребки, урочище Репище, р. Береща.

НРАВИТСЯ
8
СУПЕР
ХА-ХА
УХ ТЫ!
СОЧУВСТВУЮ





01 июля 2025 в 08:36 — 3 месяца назад

Блукач ВАЛАЦУЖНЫ, спасибо, что регулярно показываете краявiды Лепельского района! Удивляюсь вашей энергии. В детстве все мы любили походы, рыбалки, путешествия… но со временем это или уходит или какие-либо обстоятельства не пускают. А вы, можно сказать, Фёдор Конюхов Лепельского района – ни месяца без блуканий по близким или более дальним местам Беларуси! Благодаря вам экран компьютера или смартфона становится окошком в Лепельский район, когда всегда можно увидеть – как там Лепельский район - ці жывы?

Закрываешь так глаза и представляешь – идёшь такой по железнодорожному полотну в районе Лазовиков («на дальней станции сойду – трава по пояс») в сторону Глинницы, вдыхаешь разогретый на солнце духмяный аромат чабреца и ромашки и слушаешь тишину. Только шорох щебёнки да стрёкот кузнечиков нарушает вековую тишь заповедных мест лепельщины...

4


01 июля 2025 в 09:18 — 3 месяца назад

Виктор Ленчевский, дааа, отклик твой прекрасный. Ты назвал меня Фёдором Конюховым Лепельского района. Согласен с таким сравнением. Но недавно смотрел 20-минутное видео, как какой-то тип разносил этого путешественника в пух и прах: он обманщик, рисовальщик, подтасовщик, выдумщик. Но это объяснимо - не для всех Ленин герой истории. Как раз о том и мои возвращения в газетную жизнь в начале и в конце сего поста: как большой начальник оттягивал моего редактора за описпние мной блужданий по природе. А скольким моим читателям я помог пополнить их генеалогические древа! Благодарят. Приятно.

Думаю, ты прочёл, как я штурмовал твою речку детства Глинницу с заходом в твою родимую весь Глинницу. Тухто Валерий водоток почему-то называет Толпянкой. И ещё на какой-то карте я видел совсем иное название. Но для окрестного населения она всегда будет Глинницей.

В описании моего скитания по Глиннице, кажется, я не привёл окончательное реальное завершение его. Значит, так. С утра в темноте на драндулете заехал в Черцы. Оставил его во дворе у знакомой. Перебег на остановку и сел в автобус Лепель-Межица. Слез в Заслоново и по неглубокому снегу проник к устью Глинницы. Берегом её, потом озера Городинецкое, потом снова её пришёл в Глинницу. Там задержался, беря интервью у каждого жителя. Снова взошёл на берег речки в большой снегопад. В глухой пуще обедал уже в сугробе. Кое-как пробился к истоку Глинницы из озера Черцы. А Оршанка обледенела - снег машины прибили к асфальту, и дорога превратилась в каток.

Знакомая предлагала остаться ночевать у неё, а утром уехать на автобусе, временно оставив драндулет в Черцах. Но у меня были куплены два билета на какое-то представление в РДК. Поехал на второй передаче, всю дорогу страхуясь подошвами обуви, скользя ими по льду. Сердце в пятки уходило, когда обгоняли частые фуры.

Кой-как доехал до до дома, так ни разу и не упав. Но был весь мокрый от пота, уставший окончательно. На концерт так и не пошёл - уже мочи не было.

Но в этом ведь заключается моя нынешняя сила для бродяжьей жизни. А благодаря последней вырабатывается иммунитет от старения.

4


01 июля 2025 в 09:50 — 3 месяца назад

Блукач ВАЛАЦУЖНЫ, да конечно я читал репортаж "Жизнь в глинной глубинке: ключом не бьет, но теплится" в 2012 году кажется. Удивило ещё тогда - сравнительно недавно стали печатать репортажи про района на сайте - и вон оно как - сразу места знакомые. Я думаю, что и не только я гляжу репортажи по Лепельский район из соседней страны. В сентябре 2013 года ехал из Полоцка в Лепель (саму поездку в Полоцк я описывал в своей первой публикации) на автобусе. Сосед-пассажир был россиянин родом из Лепельского района - мичман в запасе/отставке. На пенсии то есть. Так он говорил, что регулярно на лето приезжает в свою деревеньку (не запомнил я название) - пожить. Я думаю, что статистика посещения сайта (из каких стран) скажет сама за себя - по всему свету лепельчане есть. Так что большое дело делаете, Владимир Константинович. Говорю как есть.

3


01 июля 2025 в 13:12 — 3 месяца назад

Блукач ВАЛАЦУЖНЫ, по поводу "неоднозначности" Фёдора Конюхова - у всех есть недруги. Особенно у известных людей. Возможно это из-за его политических взглядов или сана священника (удивило, что у него он есть) или из-за положительного отношения властей - как стаханов наших дней в области путешествий. Чтобы расшатать идеалы всегда ищут изъян - и Стаханов спился, и Космодемьянская не герой и т.д... Могу вас сравнить с бесспорным, надеюсь, путешественником - Юрием Сенкевичем.

1


01 июля 2025 в 15:45 — 3 месяца назад

Виктор Ленчевский, я искал на Лепельщине родственников по запросам не только из регионов Беларуси, но и из Сибири, и из Польши, и из Германии, и из ещё откуда не запомнил. А "Дневники Анны Серёгиной" я повторяю в "Одноклассниках", так на них подсела "американка", уроженка теперь призрака Острово Слободского сельсовета, выигравшая когда-то по лотерее постоянное место жительства в США.

А "Клуб кинопутешествий", который вёл Лев Шнейдеров, а после его смерти Юрий Сенкевич, был моей любимой телепередачей, как и "Подводная одиссея капитана Кусто". Так что сравнение с Сенкевичем мне также приятно и, считаю, соответствует действительности, если соотносить масштабы охвата: у него весь мир, а у меня Лепельский край.

2




Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий




Темы автора





Популярные за неделю







Яндекс.Метрика
НА ГЛАВНУЮ