Сведения об авторе смотреть здесь.
Поехал в родившие меня Веребки, чтобы повстречаться с друзьями и братьями в третьем и четвёртом поколениях Васьками – Азоронком и Хацкевичем. Встретились. Обрадовались. Чаи да кофе погоняли. Неожиданно Азоронок внёс предложение: а не сходить ли нам Под Князя?
Васьки, можно сказать, тамошние старожилы – как родились, так и провели в Веребках детские и школьные годы, а Хацкевич так и до сих пор там дачничает. Я же всех меньше веребчанин – лишь родился там и после того мамин декрет постоянно пробыл там, а потом она увезла меня в свою Гадивлю, и Веребки стали для меня лишь парадной родиной, которую с радостью посещал по выходным да в школьные каникулы. Поэтому местонахождение урочища «Под Князем» знал лишь понаслышке. Оно всегда притягивало меня загадочным и необычным названием. Понятное дело, предложение Азоронка воспринял с радостью. Веди, Хацкевич, нас «Под Князя»!
Покинули Бусянки, так называемый пригород Веребок, перешли пустое русло уничтоженной в средине последних 70-х Берещи, мост над умирающим Веребским каналом, спустились с центральной деревенской возвышенности и потопали заросшим дикой травой давним полем.
Семена дикоросов прочно вцепились в носки, заполнили туфли (собирались ведь на застольную беседу). Стала чесаться кожа голеностопов. Не выдержав, спросил у Хацкевича:
- Когда же, наконец, мы придём под этого князя?
- А мы уже под ним и находимся, - спокойно ответил Хацкевич и обвёл рукой окрестности.
– Вся окружающая местность и называется «Под Князем». Самого же мифического князя в реальности не существует. Доставай диктофон, буду рассказывать старую местную легенду о происхождении сего необычного топонима.
Исполняю команду друга-брата.
И он начинает повествование:
- Значит, так. Слышал это от уроженки Веребок Галины Миронович, а она – от своей бабушки. В давние–давние времена у близкого лесного озера, позже разделившегося на два болотных водоёма, стоял замок. В нём обитал богатый князь. Был он жесток. Над людьми издевался, убивал их. Однажды нагрянула гроза. Гремело. Сверкало. Дождь лил всю ночь. Утром пришли люди на работу в замок, а его-то и нету. На том месте плескался озёрный залив. Провалился, значит. С тех времён окрестности зарастающих безыменных озёр со стороны Веребок называют «Под Князем».
- И уже в более поздние времена как раз на этом месте, где мы сейчас стоим, был сооружён охотничий домик. В него приезжал богатый человек на охоту. Строение и закрепило название «Под Князем» за собой, как веребчане определяли его месторасположение относительно Веребок. Просуществовало строение до революции, а после было разрушено.
- Топоним уникальный, хотя можно было его упростить до одного слова «Подкнязье», - рассуждаю. – А с чего ты взял, что именно под нами находился домик охотника? Вокруг же одинаковый незначительный подъём давней пашни.
- Именно там, где сейчас стоим, мы с Васькой Шкиндером нашли регулятор выпуска фитиля керосиновой лампы.
- Это уже интересно и вполне логично: лампой освещался приют охотников, - соглашаюсь. – Завтра обязательно слетаю к Шкиндеру, чтобы посмотреть вашу находку.
- Тогда ещё две пусть покажет тебе. Несколько лет назад мы штурмовали дореволюционную конскую дорогу, проложенную в Великом бору из Веребок в Кулеши параллельно направлению Эссы. Примерно напротив Забоенья, на поверхности вывернутой кротом кучи грунта, нашли отлично сохранившийся латунный перстень. Места там настолько глухие, что современники никак ходить не могли, чтобы потерять дорогое украшение.
- Еще во времена Великого Княжества Литовского там пролегал старый Борисовский тракт, уже при российской власти переместившийся с левого на правый берег Эссы, - уточнил Азоронок.
- Третья, так сказать, веребская находка, хранящаяся в Шкиндеровом музее, это древний боевой топор, - продолжает рассказ наш гид. - Нашли мы его неподалёку от истока реки Берещи на её правом берегу.
- Всё это я завтра посмотрю и в репортаже о наших нынешних скитаниях покажу, - обещаю. – Жаль, что места находок далеки и сегодня мы их посетить не сможем. А какой исторический объект можно было бы осмотреть сейчас?
- Отсюда недалеко до горы Пердунихи, - прикидывает Хацкевич. – Успеем сходить.
Снова наполняем лёгкую обувку спелыми семенами дикоросов. Азоронок поучает меня:
- Ты только не вздумай местное название горы помещать в репортаж - некрасиво. Замени его, например, выдуманным топонимом «Перуниха».
Возмущаюсь:
- Какое я имею право самолично изменять название, данное горе давным-давно нашими предками?
Начинаем спорить. Наши пререкания прерывает Хацкевич:
- Вы оба правы, хотя Валацуга всё-таки правее. Надо обязательно рассказать историю появления сего неблагозвучного названия. Вот кстати и Пердуниха.
- Слушайте и мотайте на ус, - продолжает просвещение нас местный краевед Хацкевич. - Включай, Валацуга, диктофон.
- Рассказываю не легенду, а научно обоснованное объяснение происхождения топонима, которое мне поведал археолог Максим Чернявский. Первые поселенцы в окрестностях Веребок жили ещё до Нашей эры – на Дубовце, что находится в верховьях Берещи. Уже в І-ІІІ веках Нашей эры существовало городище на Плоской горе – это в километре от нашей веси. Когда там не стало хватать места новым поколениям, жителям пришлось спускаться с городищ. А куда, если пришла эпоха земледелия? Вокруг Дубовца – бесконечные болота, вокруг Плоской горы – сплошной песок. Единственным благодатным для возделывания сельхозкультур местом было пространство от Размылого, где значительно позже верхнее течение Берещи размыло дамбу Веребского канала, чтобы влиться в него, и взгорьем Кривой Рог в бассейне среднего течения Берещи. Так в V-VI веках было заселено место под современными Веребками или в непосредственной близости от них. Для поклонения тогдашним языческим богам по традиции было выбрано капище на возвышенном месте. Холм получил название Перуновой горы (сокращённо Перуниха) в честь главного языческого бога Перуна. Во втором тысячелетии на нашей земле стало внедряться христианство. Всяческие свидетельства объявленного христианами вражеским язычества стали уничтожаться. На капище притащили валун (может это сделали ещё язычники) и на нём выбили христианский крест, а изменённое название горы - Пердуниха - стали насаждать новоиспечённым христианам, дабы унизить ненавистное для новой религии прошлое. Понятное дело, что такое необычное новшество тёмным людям понравилось. Сему усердно способствовала и впоследствии возведённая в селе православная церковь, даже мельчайшей детали от которой никто из нас не видел. Вот мы и взобрались к историческому камню.
Не мог понять, как, родившись и после часто находясь в Веребках, множество раз слышал про Пердуниху, но так ни разу и не побывал в этом интересном месте. Хорошо, что хоть на исходе жизни ликвидировал сие упущение.
В школьные годы слышал про Маяк на Пердунихе и даже видел его, посещая местное кладбище, а ни разу не свернул к необычному сооружению. И только сейчас узнаю, что Маяком назывался обычный в те времена тригонометрический знак. Доселе от него остался лишь опорный бетонный столб, окопанный осунувшимся рвом.
Возвращаясь назад, экскурсируемся по Веребкам. С интересом осматриваем старые хаты, вспоминая и гадая, кто в них ранее проживал.
…На следующее утро был уже в Великом Полсвиже. В собственном музее этнографии Василь Шкиндер показал регулятор выпуска фитиля керосиновой лампы. Что находка в урочище «Под Князем» является именно сим предметом, с помощью электронного идентификатора отыскал в интернете Илья, сын Василя. Для лучшего визуального представления применения регулятора Шкиндер показал его вместе с керосинкой в сборе.
При внимательном рассмотрении с близкого расстояния даже надпись на находке читается.
- Тогда уж покажи и перстень с первоначального Борисовского тракта, - прошу Василя.
Приносит. Мне подходит, как будто сделан на заказ.
- У тебя должна быть и боевая секира, найденная в верховьях Берещи…
Несёт и её. От вида древнего универсального оружия аж дух захватывает.
Грозность боевого топора угадывается лишь издалека. С близкого расстояния она меркнет. Время убило убойное оружие – до того железо съедено ржавчиной, что по краям отламывается кусочками. Но в этом-то и кроется бесценность экспоната.
Взялся рассказывать про спор с Азоронком насчёт правильной подачи народного названия Перуновой горы: Перунихой её следует называть или Пердунихой? На удивление Шкиндер поддержал своего тёзку Азоронка. Вот его доводы:
- Народное название горы как раз и есть Перуниха. А Пердуниха – это искусственная трансформация извечного топонима усилиями христианских агитаторов в угоду новым религиозным веяниям того времени с целью опорочить уходящую в небытие веру в глазах тёмных народных масс. В мире много сохранилось языческих капищ имени грозного бога-громовержца Перуна. Одна из них находится возле Полсвижского камня-следовика.
И её старые люди иногда называют Пердунихой. А вот современникам претит такой топоним, и они называют гору Перунихой или просто Перуновой. И ты должен пропагандировать первичное народное название, а не последующее святотатство над историей.
Согласился с Васькой Шкиндером и переделал первоначальный заголовок сей путевой зарисовки: был «Впервые Под Князем и на Пердунихе», стал «Впервые Под Князем и на Перунихе». Текст не менял.
Сентябрь-2025.
![]() НРАВИТСЯ 5 |
![]() СУПЕР |
![]() ХА-ХА |
![]() УХ ТЫ! |
![]() СОЧУВСТВУЮ |
Лучший комментарий
Блукач ВАЛАЦУЖНЫ, нет мне больше моя версия нравится, а то в давние времена продвинутые христиане навязывали "Пердунихой" называть. Как то сильно смахивает на Иван бор - Красный октябрь, вам не кажется?
Блукач, калі ласка, выкладзі трэк гэтага падарожжа.
Скорее всего детвора того далекого времени стала называть "пердуниха" и постепенно вросло в местный говор.
Несцерка, як не дзіўна, я трэк не пісаў, паколькі за ўсё падарожжа з поля зроку не знікалі Верабкі. Магу толькі адвольна намаляваць яго на карце. Прыкладна. Па памяці.
Терентий, хто пачаў называць Перуніху Пердуніхай, яскрава распавёў Васька Хацкевіч з тлумачэння археолага беларускай акадэміі навук Максіма Чарняўскага, які на працягу многіх гадоў вывучае гісторыю Верабак і раскопвае мясцовыя помнікі археалогіі.
Блукач ВАЛАЦУЖНЫ, нет мне больше моя версия нравится, а то в давние времена продвинутые христиане навязывали "Пердунихой" называть. Как то сильно смахивает на Иван бор - Красный октябрь, вам не кажется?
Блукач ВАЛАЦУЖНЫ, шкада што ты трэк не пісаў. Тады, калі можаш, пазнач, калі ласка, на мапе месца дзе быў паляўнічы дамок і дзе знаходзіцца камень з крыжам.
Терентий, я прывёў не версію, а навуковае даследаванне знакамітага археолага.
Несцерка, карта Верабак:
Неяк не скеміў адразу ды прапусціў адну дэталь, хоць яна і не мае дачынення да тэмы расповеду: лямпа, з дапамогай рэулятару падачы кноту якой Васіль Шкіндзер ідэнтыфікуе знаходку пад Князем, таксама цікавы экспанат. Ён належыць пані Зацвеліхоўскай з маёнтку Вацлавова, што знаходзілася побач з вёскай Карсашчынай, цяпер прывідам.
Блукач ВАЛАЦУЖНЫ, дзякуй!
Несцерка, я і меркаваў, што цябе гэты, быццам бы адрозны ад галоўнай тэмы, факт зацікавіць. Вось партрэт пані Зацвіліхоўскай з маёнтку Вацлавова: