Краткие сведения об авторе: отчество Харитонович. Родился в 1936 году в деревне Большое Жежлино. Всю трудовую жизнь работал в колхозе имени Чапаева. Живёт в деревне Зарыбино.
Свет я увидел 19 января 1936 года. Четыре года ходил в Жежлинскую начальную школу, которая открылась сразу после освобождения нас от оккупации в 1944 году. Учителем был Александр Семёнович Бельский из Нового Лядно. В пятый класс пошёл в Иринпольскую семилетку, расположенную в панском имении.
Окончил её в 1953 году и пошёл работать в колхоз имени Чапаева, который только-только организовался. В него объединились деревни Иринполье, Большое Жежлино, Заньки, Лядно, Залучино – всего 11 бригад. Определили меня в полеводческую бригаду исполнять работы, которые прикажут.
После устройства на работу меня сразу же поставили на воинский учёт, чтобы в 1954-м призвать в армию. Однако я сломал ключицу, и меня комиссовали, признав годным лишь к нестроевой службе в военное время. Несмотря на такое заключение, я четырежды почти ежегодно проходил 35-суточные военные сборы в Заслоново.
В 1954 году начали строить колхозную радиолинию. Председатель колхоза Ирина Фёдоровна Шкатёнок закупила оборудование для радиоузла и поместила его в Лядно. Меня поставили монтировать линию. Копал ямки, ставил столбы. Когда работы перешли за Старое Лядно, на Заньки, я туда уже не пошёл. В 1957 году меня поставили линейным надсмотрщиком. В обязанности входили проводка радиоточек в оставшиеся хаты, устранение неисправностей радиосвязи.
В октябре 1958 года поступил в Улльское училище механизации сельского хозяйства. Полностью отучился 1959-й год. Добираться на учёбу было трудно. До Сокорово через Старое Лядно ходил автобус. Оставшихся 16 километров приходилось преодолевать пешком. Правда, поскольку лепельских учащихся было много, иногда получалось заказывать дополнительный автобус до Уллы за отдельную плату.
6 января 1960 года получил удостоверение тракториста-машиниста широкого профиля 3-го класса. Возвратился в колхоз. Ирина Фёдоровна посадила меня на гусеничный трактор ДТ-54. Работал на нём зиму, весну, в общем, год.
Потом пришёл гусеничный трактор Т-74 харьковского завода, и меня посадили на него. Девять лет весной пахал, а осенью пересаживался на зерноуборочный комбайн. Два года убирал зерновые на новом СК-3, потом пересел на СКП с трёхметровой жаткой.
Через два или три года пришёл новый комбайн СК-5 «Нива». Закрепили за мной. Жать стало легче – комбайн усовершенствован, впервые появилась кабина. Вверху кабины имелись два вентиляторы, но я их не подключал – пыль столбом втягивали в кабину.
В «Ниве» нравилась сигнализация о наполнении бункера, на шнеках, в копнителе соломы, а вот на клавишах была сделана непродуманно. Крупная солома забивала их, и включался бесперебойный сигнал. Совсем отключил его. Коробка передач с СК-3 на «Ниве» не выдерживала большей нагрузки, срезались зубья малой шестерни.
На «Ниве» меня направили помогать с уборкой совхозу «Боровка». Погода была дождливая, а земли там супесчаные, и на каждом шагу приходилось буксовать. Так потаскал мою «Ниву» гусеничный трактор, что под коробкой лопнула рама.
Главный инженер колхоза Ясюк приказал гнать комбайн в «Сельхозтехнику». Загнал и оставил там. Так и не узнал дальнейшую судьбу той «Нивы». Скорее всего, списали её.
Я продолжал работать на Т-74.
Ушла на пенсию Ирина Шкатёнок. Её сменил Николай Мисюро, проработавший у нас примерно года четыре, точно не знаю.
Началась перестроечная неразбериха. Наш председатель попал руководить хозяйством в Шарковщинский район. Перед уходом устроил меня на ферму слесарем вместе с трактором МТЗ-80. Откатывал и отвозил навоз, подвозил корма.
Наработал более 40 лет стажа на технике. В 1992 году ушёл на пенсию. Уже на заслуженном отдыхе восемь лет отработал молокосборщиком. На коне собирал молоко от населения в Зарыбино, Иринполье, Захотино, Экимани, Рассвете, Малом Жежлино. Потом бросил. Теперь вот последней пенсии с надбавками по старости получил 1270 рублей.
* * *
Как очутился в Зарыбино? Начну сначала.
Из Большого Жежлино и окрестных деревень молодёжь ходила на танцы в Боровно. Там и познакомился с дояркой из Жерствяников Софьей Мисник. Поженились в 1962 году. Через год родился сын Пётр (после армии остался в Бресте, где и живёт до сего времени). В 1965-м появились дочки-близняжки Люба и Надя (живут в Полсвиже и Заслоново).
Соня работала в полеводческой бригаде, на ферме, заведующей фермой, дояркой. Четыре года прожили с моими родителями. Решили отделиться. Купили для начала хату в Зарыбино и рядом взялись строить новую.
После вселения в неё, в 1971-м родили Галю (живёт в Минске).
Заскучал, когда после 59 с половиной лет совместной жизни покинула этот мир моя Софья.
Чем занимаюсь в старости? Тем, чем и все люди в моём возрасте: болею - в нынешнем году четыре раза лежал в больнице с ногами, головой, давлением. Это всё отдаются позывные моей усердной трудовой деятельности без выходных и с восхода до захода солнца.
Да что жаловаться на здоровье, если 19 января следующего года 90-летие меня поджидает, если дождусь его, конечно. Держусь лишь на горе таблеток, что на серванте возвышается: вот не приму лизиноприлину – в голову нестерпимый грохот вселится. И так постоянно.
Сентябрь-2025.
![]() НРАВИТСЯ 4 |
![]() СУПЕР |
![]() ХА-ХА |
![]() УХ ТЫ! |
![]() СОЧУВСТВУЮ |
Блукач, СПАСИБО! Ооочень интересная и поучающая статья! ...Определили меня в полеводческую бригаду исполнять работы, которые прикажут....А сейчас как - слесарь, электрик разряды, зарплаты))) А тут в 22 года в ПТУ пришел....
Желаю Ивану Харитоновичу здоровья!
Gundish UAE, спасибо и от себя, и от моего респондента.