Сведения об авторе здесь.
В 2004 году мне пришлось работать руководителем краеведческого кружка в Центре детского творчества (теперь Центр детей и молодёжи). Группу учеников набирал сам. Разговаривал с родителями, убеждал сам школьников в необходимости знания истории и природы родного края. По сути сам себе создавал рабочее место. Создал. Начал преподавать историю Лепельщины, которая не входит в школьную программу. Но даже захватывающими рассказами не заинтересуешь школьников, которые пять-шесть часов отсидели на уроках. Они жаждали полевых занятий, рвались воочию увидеть то, о чём так увлекательно рассказывает руководитель. И я повёл кружковцев в поле. Им показывал и сам многое постигал, ведь часть мест, историю которых знал теоретически, в натуре не видел. Все до единого кружковца удивлялись, что такие интересные места есть у нас.
Расскажу о некоторых наших маршрутах, но не своими словами, а сочинениями моих кружковцев. Ведь после каждого полевого занятия для лучшего усвоения приобретённых знаний я предлагал воспитанникам излагать увиденное и узнанное в письменной форме.
Аня ХВАТЫНЕЦ: «Прошлое и современное рядом». В велосипедном походе вдоль Веребского канала участвовали руководитель краеведческого кружка Центра детского творчества Олег Шушкевич, кружковцы Оля Хватынец, Аня Гречухо, Наташа Быкова и другие. Деловая часть путешествия началась с места, откуда начали прокладывать выпрямительный канал, один из звеньев Березинской водной системы, построенной на рубеже 18 и 19 веков. Отсюда и до того извилистая река Береща из-за кривизны русла становилась совсем непригодной для сплава плотов и барж. Необходимо было спрямить их путь. Так возник выпрямительный Веребский канал продолжительностью 3,5 километра.
Царские гидростроители не стали перекапывать извечное русло, а построили немного ниже плотину, и остановленное течение заполняло канал. После прохождения каравана суден Береща вновь оживала.
Совсем по-другому распорядились строители торфоучастка «Берещанский мох» в середине 70-х годов 20 столетия. Осушение поймы Берещи снизило уровень водной поверхности на 90 сантиметров. Русло Веребского канала углубили, и вода перестала поступать в низовья реки. Водная артерия навсегда исчезла с лица земли. Просто и экономично…
Сохранились останки царской плотины, что спасала Берещу. В хорошем состоянии двухсотлетние дамбы с обеих сторон канала. Залитые осенним солнышком живописные окрестности создавало бы природную идиллию, если бы не нагоняло печаль мёртвое русло Берещи.
От первых двух шлюзов, которыми регулировался уровень канала в самих Веребках, остались лишь срубы из лиственниц. Хорошо сохранилась «калавурка» - хата начальника Веребской дистанции водного пути – благодаря постоянному использованию под жилище.
Канал сохранил первоначальную глубину, однако воды в нём мало. Несмотря на то, стремительное течение звучно несётся на свидание с Эсой. Местами выявляется просчёт тогдашних строителей – быстротечная вода до половины срезала дамбы, оголив их рубленые крепления.
С седой давностью встретились на Плоской горе, где устроили отдых. В 1 – 3 столетиях здесь находилось городище наших давних предков. Сохранились земляной вал и ров. Естественным препятствием завоевателям служила тогда полноводная Береща у подножия горы. С высоты нескольких десятков метров сквозь толстые стволы старых сосен и колючие лапки молодых ёлок любовались залитыми солнечным светом лесными далями. Ходит легенда, что на Плоской горе застрелился начальник строительства Веребского канала, поскольку не вынес ежедневной картины нечеловеческих мук гидростроителей…
В конце канала так же сохранились срубы двух шлюзов и междукамерной проводки. Только горка фундамента осталась от здешней «калавурки» после пожара.
Красиво смотрится слияние Веребского канала и Эсы.
Невозможно представить Веребки и их окрестности без стародавней Березинской водной системы. Ещё красивее смотрелась бы местность, если бы по ней блестящей лентой извивалась восстановленная Береща.
Таня АБАШЕВА: «Есть такой музей». Пожалуй, каждый лепельчанин был в краеведческом музее. Однако мало кто знает, что в городе есть ещё музей истории становления и развития железнодорожного участка Орша – Лепель. Мне в составе кружковцев-краеведов довелось посетить этот чудесный уголок хранения не очень далёкого прошлого нашего края.
Располагается музей в просторном помещении двухэтажного дома отдыха локомотивных бригад рядом с железнодорожным вокзалом. Основными экспонатами являются старые фотоснимки строительства железной дороги и её ветеранов.
Без фотосвидетельств невозможно представить сложности, с которыми столкнулись военные строители сводного железнодорожного полка в 1925 – 1926 годах. В большинстве работы выполнялись вручную. Несмотря на неимоверные сложности, за день прокладывали 4,3 километра железки. От Орши до Лепеля её построили за полтора года. Так называемый Горбатый мост – путепровод на шоссе Минск – Витебск – также был построен в 1926 году. С того времени сохранилось и здание бывшего депо (напротив улицы Деповской).
Редким экспонатом стал колокол, которым работники станции подавали сигнал для отправления составов, а также проволочный жезл, который на ходу подцепляли на руку машинисты, что свидетельствовало о свободных путях. Вошёл в историю аппарат морзе.
Другой аппарат «Зубры» блокировал все стрелки от Лепеля до Заслоново в то время, когда они переводились вручную.
С 1986 года хранится переходное красное знамя райкома КПБ и исполкома райсовета. Выставлены почётные грамоты. Фотостенды рассказывают о железнодорожниках-ветеранах. Карп Тухто строил железку, после стал машинистом. Всю трудовую жизнь посвятили железнодорожному делу станционная рабочая Анна Аношко, старшая приёмо-сдатчица Нина-Василёнок. С 1937 года и до пенсии работал на станции Николай Чуб. Стал железнодорожником его сын Виктор. Есть снимок первого начальника станции Аркадия Демиденко.
Интересно было узнать, что раньше деревянный вокзал находился на перекрёстке улиц Чуйкова и Горького (сохранилась его часть, которая используется под жилище). Современный вокзал построили в 1953 году. До 1956 года станция Заслоново называлась Разъездом 116 километра. В 1971 году отошла в небытие эра паровозов, в Лепель пришёл первый тепловоз.
Экскурсоводом была старший приёмо-сдатчик груза и багажа Татьяна Иванова. Она не только познакомила нас с экспонатами музея. Показала, где в двухэтажке отдыхают локомотивные бригады, находится железнодорожная гостиница на 15 коек.
Захватило кружковцев электронное оборудование в кабинете дежурного по станции. Дежурная Людмила Вяль продемонстрировала, как автоматикой переводятся стрелки, работает радиосвязь на путях.
Никогда не думали, что тепловозы и вагоны могут сойти с рельсов, будто машина, съехать в кювет. На место их ставят с помощью тяжёлых металлических лягушек.
Оказывается, и в Лепеле можно открыть много интересного и нового для себя. Стоит только увлечься краеведением.
Наташа БЫКОВА: «Место рождения Лепеля». Остров Полуостров, на котором родился наш город, кажется совсем рядом, если смотреть на него из городского парка. Но на велосипедах ехали мы, ехали, пока не свернули с асфальта в Старом Лепеле. Ещё с материка поняли, что прибыли на место.
Мы – это члены краеведческого кружка Центра детского творчества. Еле подкатили велосипеды на крутую гору полуострова. Удобное место для обороны выбрали основатели поселения. Наш руководитель Олег Владимирович Шушкевич интересно рассказал про жизнь города на острове. Показал интересные природные объекты, которые зафиксированы в истории.
Интересно – идёшь по самому узкому месту Полуострова, а водная гладь Лепельского озера синеет сразу по обе стороны.
Полуостров на две части делят два пролива, между собой образующие небольшое внутренне озерцо. За ним начинается настоящий остров, поскольку он не связан земной твердью с материком.
Раньше остров распахивали колхозные тракторы. Теперь его поверхность оставили в покое. На ней мы нашли черепки средневековой глиняной посуды, фрагменты клыков неизвестных животных.
Вкусно перекусили прихваченными запасами. Эта экскурсия запомнится на всю жизнь.
Написано в 2016 году.
НРАВИТСЯ |
СУПЕР |
ХА-ХА |
УХ ТЫ! |
СОЧУВСТВУЮ |