23 мая 2025 в 08:18 — 4 месяца назад

82. Светлый путь. СМЕРТЬ БРОНИКА. Шуневич Анатолий

Тема: Генацыд на Лепельшчыне     Сегодня: 1, за неделю: 3, всего: 390

Сведения об авторе смотреть здесь.

(Продолжение. Начало смотреть здесь).

 Июль 1944 года. Валова Гора. На следующий день после “экспедиции” за трофеями на Пунтасов мост, Броник уговорил тётю Агнешу посетить на местном кладбище могилу своего отца Вацика и других расстрелянных на Марьянове валовогорцев, дабы сообщить им, что убийца понёс заслуженное наказание.

 Не знал я, каков результат был того похода, да меня и не интересовали подробности, поскольку тётя Агнеша и Тоня молчали, а Броник, как показалось мне, посуровел и будто повзрослел на несколько лет. Его уже не влекли наши детские игры, ставшие ему неинтересными. В ночи он часто о чём-то непонятном говорил, жаловался на боль в голове своей матери Агнеше. О чём-то поразговаривав с ней, моя мама решила посетить свою мать, мою бабулю Михалину.

 Собрались быстро и через несколько минут направились в Барсуки. Но почему-то мама в первую очередь зашла к местной знахарке Эмилии Телице и о чём-то довольно долго разговаривали.

 Со слов бабы Эмилии мы узнали, что военный госпиталь ушёл за фронтом, остались лишь фельдшер и медсестра, поскольку появилась болезнь малярия и ещё более тяжёлый тиф. Теперь уцелевшие хаты заняты больными. Нам не советует заходить в хаты, где есть больные. Пообещала посетить нас со своим сыном Василём и принести лекарство от этих болезней. Говорят люди, да и доктора, что немцы, отступая, заразу запустили.

 - А ты з дзіцём не лезь да сваёй маці Міхаліны, - напутствовала маму знахарка. – Прывітайся здалёк і, спаласнуўшы рукі ў вадзе, вяртайся дахаты. Заўтра я прыеду з Васілём, а пакуль бывайце.

 Однако торопиться в Валову Гору нам не пришлось, поскольку по улице бежал Серёжка, младший сын Мины Кунчевского, и кричал:

 - Мішка Телепня застрэліў! Мішка Телепня застрэліў!

 Мишка – это старший сын соседа бабули Мины, а Телепень – это партизан, собиравший брошенное немцами оружие и проводивший разминирование. Из соседнего жилища - землянки, где ютилась семья Мины Кунчевского, выбежала Миниха и, назвав старшего сына «гарлачом», поскольку большего сквернословия в деревне не существовало, заставила младшего сына Серёжку привести подростка Мишку.

 Со стороны небольшого поля, которое с двух сторон окружала речушка Тягбица, до центра Барсуков, где находилась стройплощадка начальной школы, подошло несколько вооружённых подростков.

 Они сообщили, что Серёжка перепутал название утиного самца селезня с фамилией партизана Телепня, чем вызвал переполох жителей улицы, а бабуля Миниха пообещала заставить Мину запретить «гарлачыкам» играть с оружием и принудить сдать его уполномоченному трофейщику.

 Прошло немного времени, и мы с мамой, не заходя к бабуле Михалине, быстрым шагом направились знакомой тропкой к валовогорской хате, в которую Яська Козловский из Затеклясья определил фельдшера.

 Тот послушно осмотрел Броника, оставил таблетки для умаления боли и шепнул деду Юзику, что всё в руках божьих.

 Броник не спал несколько ночей и всё время кричал от страшной головной боли. Тётя Агнеша часто клала на лоб сына примочки. Таблетки не помогали. Пришла из Барсуков баба Юличыха с сыном Василём.

 Стала сожалеть, что нет старой Левановичихи, у которой от всех болезней имелись травы и настойки. Осмотрев больного, знахарка сказала, что в деревнях эту болезнь раньше называли по-разному. Одни именовали её нудой, иные – тоской, а какое название она имеет в медицине, не знает. Мальчик от боли не хочет жить, и она не знает, чем помочь. Может Агнеша позволит прочитать молитву?

 Однако чуда не произошло, хотя Броник с вечера даже заснул. Но в ночи снова страшная боль заставила его кричать. Вдруг крик уменьшился, и мальчик позвал мать и сестру. Взяв их за руки, звучно промолвил:

 - Мамка, Тоня, паедзем!

 - Дык куды паедзем, сынок? – спросила плачущая мать.

 - На могілкі паедзем, да таткі, - голос мальчика становился всё тише, и на восходе солнца мальчик совсем замолчал.

 Я проснулся, когда Броник, облачённый в чистую одежду, лежал с совсем белым лицом на широкой скамейке под иконами, на одной из которых мать кормила грудью своего ребёнка, а на другой – всадник копьём пронзил трёхглавую гидру, а белый конь копытами раздавил чёрное тело гадины.

 Нашли меня в кладовке, где я проплакал почти весь день. Тётя Стася, дочь деда Юзика не отпускала меня даже во время погребения друга.

 А Броник встретился со своим папкой, которого любил до последней минуты. Возле него и похоронили моего братика и друга. Рядом погребён и его дядя Броник, не ставший на колени перед фашистом в последнюю минуту своей жизни.

 Потом я слышал из разговора деда Юзика с Иваном Гордионком, что мальчика Броника погубила тяжёлая болезнь менингит, и в то время спасти ребёнка возможности не было.

*   *   *

 Изложенные в моих воспоминаниях о войне факты так же основаны на рассказах очевидцев и участников описанных событий. Десятилетиями я по крупицам собирал сведения путём опросов жителей и уроженцев Валовой Горы, Лепеля, Барсуков, Черницы, Затеклясья и других деревень Лепельского района.

Май-2025.



Метки: Анатолий Шуневич, деревня Валова Гора, деревня Барсуки, река Тягбица.

НРАВИТСЯ
4
СУПЕР
ХА-ХА
1
УХ ТЫ!
СОЧУВСТВУЮ
2





26 мая 2025 в 10:55 — 4 месяца назад

Может немного не в тему - что пишут в ютубах) ПАЛАЧ В ЮБКЕ: Как пособница нацистов 30 лет скрывалась от КГБ / Серийный номер 15 @MINAEVLIVE . Хотя, лучше не смотреть, ибо больше вопросов появляется!



26 мая 2025 в 10:55 — 4 месяца назад

ПАЛАЧ В ЮБКЕ: Как пособница нацистов 30 лет скрывалась от КГБ / Серийный номер 15 @MINAEVLIVE



28 мая 2025 в 18:35 — 4 месяца назад

Gundish UAE,

Что Вас удивляет? В БССР паспортизация закончилась в середине 70-ых. В послевоенные же времена серьёзный документ без фото был совсем не редкостью. В такой ситуации затеряться на просторах СССР – дело желания и некоторых навыков.

1




Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий




Темы автора





Популярные за неделю







Яндекс.Метрика
НА ГЛАВНУЮ