21 янв 2023 в 08:35 — 1 год назад

42. Светлый путь. ОЧЕРЕДНАЯ ИГНОРИРУЕМАЯ ТРАГЕДИЯ НА БЕРЕЗИНСКОМ КАНАЛЕ. Шуневич Анатолий

Тема: Генацыд на Лепельшчыне     Сегодня: 1, за неделю: 4, всего: 765

Сведения об авторе смотреть здесь.

(Продолжение. Предыдущие тексты смотреть здесь.)

 Оконскую трагедию по-разному характеризуют и в самом Оконе, и в окружающих деревнях. Знаю, что Дубровский, находящийся в штабе бригады на Валовой Горе, предупреждал, что бить фашистов желательно за деревнями и только при атаках на гарнизоны вести бои по обстоятельствам, и чтобы меньше было потерь в живой силе.

 Однако у войны свои законы. И не постоянные. А у каждого отряда, командира, партизана один закон – бить врага везде, где он появится.

 В процессе войны в Оконе появились немецкие «курощупы» для заготовки пропитания своим войскам. Партизаны двоих из них убили, а одного ранили. За это арестовали 25 мужиков.

 Иные говорят, что такие потери понесли оккупанты во время боя в начале блокады партизан. У последних закончились боеприпасы, и они быстро оставили Оконо, чтобы на кладбище деревни Свядицы оборудовать схрон с боеприпасом и объединиться с отрядами Лобанка, прорвавшимися в районе Чашник.

 Захватив Оконо, солдаты вермахта занялись грабежом, а небольшой отряд с несколькими полицаями выделили конвоировать арестованных для строительства разрушенных партизанами мостов на Обводном и Березинском каналах. Колонну арестованных повели ближайшей дорогой вблизи озера Берещи.

 Арестантам объявили, что они, построив мосты, будут отпущены «до матки», а кто будет лодырничать или попробует сбежать, тот будет расстрелян. Группу мужиков погнали через урочище Кронштадт.

 Один полицай старательно кричал, чтобы молчали, замахивался на бедолаг прикладом ружья, а сам тихонько шепнул, что их расстреляют, потому, как только дойдут до ельника, пусть сразу бегут в разные стороны. Однако большинство не поверило полицаю.

 И когда дошли до еловых зарослей, в лес бросился лишь один арестант. Почти километр пробежал Крицкий Микола, и возле болотного кургана нашла мужика пуля фашиста. Остальных повели дальше. Придя в Городок, рабочий посёлок смотрителей Березинского канала, остановились у разрушенного моста.

 Под тщательной охраной арестованных заставили отремонтировать его и другие переправы через канал, устроив двойные накаты из брёвен, по которым могла пройти всякая техника, а не только грузовики.

 Затем людям сказали, что им надо отдохнуть, для чего пусть садятся на поляне, в ста метрах от моста через Березинский канал. Указали место.

 Как только люди уселись на песчаную почву, охранники по ним ударили из автоматов.

 Об этой жуткой истории я слышал от Левицких из Стай, затем не однажды, когда учился в Оконской семилетке и жил зимой у Ганны, вдовы расстрелянного в Городке мужа. Ещё и сегодня на месте убийства людей солдатами вермахта валяются подошвы обуви расстрелянных.

 От редактора Блукача Валацужнага: в моём блоге это четвёртая версия расстрела оконских мужиков на Березинском канале. Изложение остальных читайте здесь:

256. НЕ БЫЛО ПОКОЯ НИ ОТ НЕМЦЕВ, НИ ОТ ПАРТИЗАН. Демко (Фролова) Любовь (https://blukach.by/post/623);

769. МАССОВОЕ УБИЙСТВО НА КАНАЛЕ. Миронович Владимир (https://blukach.by/post/1691);

770. НА КАНАЛЕ БЫЛИ УБИТЫ. Азоронок Василь (https://blukach.by/post/1692).

2023



Метки: Шуневич Анатолий, Березинский канал, Городок, Оконо, война на Лепельщине

НРАВИТСЯ
3
СУПЕР
ХА-ХА
УХ ТЫ!
СОЧУВСТВУЮ





21 янв 2023 в 15:24 — 1 год назад

Камент Васіля Азаронка з Юрмалы:

Добра, что нашелся такой человек, Шуневич - воссоздает картину драматического времени в жизни белорусской деревни. Он завязал узелок события, которое волновало, да и сейчас еще волнует, моих земляков из веси Веребки.

Мы знали о пятерых старцах-веребчанах, расстрелянных гитлеровцами в 1944 году. А Шуневич пошел дальше, раскрыл последующую картину. Оказывается, жертв было значительно больше - 25. Получается, что двадцать человек - это оконские мужики, из веси Оконо. Надо всех их назвать поименно.Начало той трагедии известно по описанию моего отца. Ему было 13 лет, когда фашисты нагрянули в деревню и повыгоняли людей из хат, позабирали стариков и подростков, и погнали на Оконо. Впереди шла лошадь с бороной - боялись мин. Прогнали сквозь Беседы и повели дальше. С Оконо партизаны были выбиты, и фашисты распоряжались судьбами людей. Благодаря республике (она защищала), там сохранилось больше людей, которых каратели не могли достать ранее, угнать в рейх.Детей заперли сначала в бане, но смилостивились и отпустили утром. А старцев повели в сторону Воловой Горы. Потом их нашли мертвыми. Веребчане своих забрали, увезли на подводах. Двое, говорят, лежали в сторонке от остальных, видимо, пытались бежать.Трагедия волнует. Шуневич, описывая, придал ей художественный образ, и история еще более чувствительная. Такое нельзя забывать, особенно сейчас, когда раскаты войны гремят очень близко, уже в Украине.Не должно такое повторяться! Только нелюди могут убивать крестьян-христиан - людей, которые повязаны с землей и выращивают хлеб.По-моему, каратели были озлоблены, и неспроста вели колонну из Веребок. Там, на Площадке, стоял немецкий гарнизон, служили народники. В последние месяцы войны они подожгли здание и ушли в лес, к партизанам. Фашисты мстили?Есть фрагмент немецкого донесения, и там называется армейская часть, что действовала на канале, в районе Воловой Горы. Не справившись с обороной, она отступала оттуда на Лепель. Задержать прорвавшиеся советские войска не удалось.Шуневич пишет доходчиво, но надо подразделять текст на выдумки (художественную окраску) и документальный обзор (где история должна быть "дакладнай"). А переплетение накладывает сомнительный отпечаток. Вот он пишет: "Один полицай старательно кричал, чтобы молчали, замахивался на бедолаг прикладом ружья, а сам тихонько шепнул, что их расстреляют, потому, как только дойдут до ельника, пусть сразу бегут в разные стороны..."Откуда такие сведения? Кто мог рассказать о "нашептывании", если все были расстреляны, убиты?Событие громкое, но непонятно, почему о нем в свое время молчали? Почему книга "Память" ни словом не обмолвилась?Получается, что в Воловой Горе были были две трагедии, и обе с массовыми жертвами. Первая. когда расстреляли воловогорцев, надо понимать, случилась в 1943 году, до появления там партизанского отряда №3 Лепельской боигады. Там, "на хуторе Морянова" (так в документах), устроился отряд в начале июля 43-го года. Целый год партизаны не подпускали к своим рубежам оккупантов, держали оборону. А последняя запись в дневнике датируется 14 июня 1944 года. Под давлением фашистских частей, снятых с фронта, партизаны были вынуждены оставить позиции и уйти вглубь березинских болот.Тогда на Оконо объявились "господа" - завоеватели.Интересно, как протекала жизнь вёски в то время. Описанный "наезд" карателей со стороны Веребок - это уже пред самым освобождением, пред массовым бегством фашистов. А был период, небольшой, когда гитлеровцы хозяйничали там.



21 янв 2023 в 15:53 — 1 год назад

Лічу неабходным пракаментаваць парадокс адносна светапогляду чытачоў майго блогу. Змешчаны заўчора пост пра бойку на танцах у Свядзіцы напачатку 70-х гадоў мае ў 10 разоў большую папулярнасць, чым чарговая ігнараваная трагедыя на Бярэзінскім канале часін вайны. Цяжка жыць у такім бездухоўным грамадстве. Лепш быць самотным ваўком.



21 янв 2023 в 17:49 — 1 год назад

Дзед Блукач, няма ніякага парадоксу, і ты сам добра ведаеш, што большасць народа ва ўсе часы у першую чаргу цікавіць шкварка і чарка, асбліва, калі тэлевізар дзень і ноч безперапынна акармляе паству. Самотным ваўком ты не станеш, бо не маеш здольнасці, і таму, што акрамя цябе няма каму захаваць тое, што сёння, як быццам, нікому ня трэба, а назаўтра ні за якія грошы не купіш.

1


21 янв 2023 в 17:57 — 1 год назад

Блукач ВАЛАЦУЖНЫ, я, напрыклад, быў сучаснікам тых падзей пра якія ты пісаў у пасту пра бойку, таму магу штосці каментаваць. Што я магу каментаваць пра падзеі у часы вайны, калі я нарадзіўся значна пазней? Пра дзеянні партызан я ведаю толькі з кніг, але падзеі у іх аўтары апісваюць па рознаму. Бацька мой усю вайну быў на фронце, маці была за мяжой партызанскай зоны і мела на пачатак вайны сыноў узростам пяць гадоў і адзін год адпаведна. Таму бацька мог распавядаць толькі пра падзеі на фронце, а маці пра дзеянні партызан магла ведаць толькі з чутак, а не усім чуткам можна давяраць. Таму я уважліва чытаю што пісаў Шуневіч, але лічу, што не маю права каментаваць.



21 янв 2023 в 20:52 — 1 год назад

Марцiн , так, ведаю духоўнасць большасці народу. Маеш рацыю. А вось навонт майго ваўкалацтва памыляешся. Я ўжо выю з ваўчынага самотніцтва, адбіўшыся нават ад ваўчынай зграі.



21 янв 2023 в 20:59 — 1 год назад

Несцерка, рэзонна. Спеццыяльна ў тэксце даў спасылкі на расповеды іншых сведкаў адной падзеі, каб тыя тэксты можна было актывізаваць адным клікам і параўнаць. Сама падзея - факт. А вось яе сюжэт значна розніцца. Чыя праўда? Усіхняя пакрыху. Дэталі на факт уплываць не павінны.



22 янв 2023 в 10:02 — 1 год назад

Блукач ВАЛАЦУЖНЫ, обычно комментарии Вазара на бел.мове, а тут на москальской. Это перевод от



22 янв 2023 в 10:06 — 1 год назад

Блукач ВАЛАЦУЖНЫ, Блукача? или чужинское внедрение?



22 янв 2023 в 13:21 — 1 год назад

КИКИ, улічы, што каменты Вазара я даю не пераносам тэксту з емайлу, а сканам, г.зн. метадам перафатаграфоўвання. Тэкст, які выклікаў тваё пытанне, не ўлазіў у адну старонку, каб яго сканаваць. Можна было падзяліць на дзве часткі, але гэта забрала б у мяне некалькі дзясяткаў хвілін уласнага часу. А нахрана гэта мне? Дык я скапіраваў тэкст пісьма і перанёс у камент, не паправіўшы ні літары. Ну навошта дзеля паляпшэння ўспрыняцця каменту траціць і без таго кароткі прамежак часу, які мне прызначаны нячысцікамі для жыцця?

1


25 янв 2023 в 10:16 — 1 год назад

Васіль Азаронак з Юрмалы пра лепельскі архіў:





Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий




Темы автора





Популярные за неделю


67. Светлый путь. БОЙ В ЗАТЕКЛЯСЬЕ. Шуневич Анатолий  — 1 неделю назад,   за неделю: 318 





Яндекс.Метрика
НА ГЛАВНУЮ